Posted 8 марта 2023,, 09:03

Published 8 марта 2023,, 09:03

Modified 8 марта 2023,, 09:06

Updated 8 марта 2023,, 09:06

«Я сам обманываться рад…» О роли пропаганды на взгляд философа

«Я сам обманываться рад…» О роли пропаганды на взгляд философа

8 марта 2023, 09:03
Дмитрий Лучихин
Фото: Соцсети
Действия любого человека, включая его активную позицию, мнения и оценки событий полностью и исключительно определяются не пропагандой, а его личными мотивациями, или, попросту – желаниями.

Дмитрий Лучихин, философ

Я, конечно, не раз уже высказывал ту мысль, что никакая пропаганда не превращает хороших людей в подонков. Никакая ложь не способна обмануть, если нет желания обмануться.

Ключ к последнему утверждению сформулировал ещё Толкин: «Нетрудно придумать зелёное солнце, трудно придумать мир, в котором оно было бы естественным». Так и с ложью. Трудно солгать так, чтобы учесть всё нюансы психологической достоверности. И если ложь не ложится «бальзамом на душу», любой человек очень хорошо чувствует, что что-то здесь не так. Даже если не может самостоятельно сформулировать, что именно.

Помимо изрядно поистершейся темы о роли телевизора в грехопадении, возникла ещё тема отравления пропагандой молодого поколения. Не то чтобы я всерьёз теперь рассчитывал на то, что «они другие», но роль пропаганды в этом ничтожна. Если вообще есть.

И для начала давайте попробуем понять, почему.

Действия любого человека, включая активную позицию, мнения и оценки событий - полностью и исключительно определяются его мотивациями. Попросту - желаниями. Но поскольку не все мотивы корректно описываются понятием желание, добавим сюда намерения, интересы, устремления.

То есть вообще ни разу не возможностями, не предложениями или «убедительными аргументами». Нет, понятно, что из возможного и невозможного человек выбирает первое. Но при равном наличии заинтересованности. Иначе говоря, если человек не хочет есть, возможность съесть один продукт и невозможность другой - не имеет уже никакого значения. Если человек больше всего хочет провести вечер дома, то возможность пойти в цирк и невозможность в кино, для него равно параллельны.

Информация, одним из видов которой и является пропаганда, бессодержательна просто по принципу организации слова, речи, языка. Она лишь указатель на содержания сознания. Указатель сложный, тонкий, точно настраиваемый в выдающихся образцах речи - но всё-таки всего лишь указатель. И если в сознании нет содержаний, на которые старательно указывает слово - они из слова, из сочетания букв и звуков в сознании не появятся. Человека может заинтересовать лишь то, в чем он распознаёт уже нечто интересное для себя.

Небольшое отступление для адептов первородства слова и речи.

Звуковая и знаковая структура языка, безусловно содержит в себе базовый опыт реальности. Очевидно и то, что вся реальность потенциально содержится в любой её точке. И да, в звуковой формуле слова, содержится всё бесконечно возможное множество его потенциальных содержаний. Но вот выбор того значения, которое зафиксировано в данном культурном контексте - в звучании не содержится. И угадать, раскрыть нужное в творческом акте прочтения слова, не более вероятно, чем прочитать осмысленный текст в случайно рассыпанном шрифте. Без раскодирующего ключа организованного сознания, слово лишь звук. Шум ветра или мычание.

Так вот любая информация, и пропаганда не исключение, лишь предлагает мыслимую форму для выражения уже существующих в сознании мотивов. Опознаётся в соответствии с потенциальным запросом как примеряемый элемент пазла. Как – да, это оно, подходит.

И трезво оценивается как чушь и ложь, в крайнем случае как какая-то хрень - если запроса на неё в сознании нет.

Есть у официальной пропаганды ещё одна роль. Связанная не с её информационной субстанциональностью, а со статусом официальной. Этот статус безусловно имеет большое значение для создания идейного единства и массовой одержимости. Но он уже ложится, или не ложится на наличный психологический запрос общества, которому пропаганда в своей информационной ипостаси уже придала сформулированность и мыслимость.

Она важна для организации общества, для поляризации его коллективного сознания в одном «ударном» направлении. Но она не порождает саму готовность общества к «поляризации» в пропагандируемом направлении.

Чем на самом деле определяется мотивационный спектр массового сознания, мне пока ещё интересно самому.

Но за пропаганду, будь то по телевизору или в школе, переживать точно не стоит. От неё адекватность ее реципиентов никак не зависит.

"