По данным израильской разведки, у Ирана уже в ближайшее время накопится достаточное количество материалов и технических возможностей для производства ядерного оружия.
«По оценке Ганца, Ирану оставалось два-три месяца до того, как у него появятся материалы и возможности для производства одной ядерной бомбы», — цитирует РИА Новости интервью Ганца изданию Foreign Policy.
Ганц опасается, что как только Иран вступит в число ядерных держав, в регионе может начаться новый виток гонки вооружений, но теперь уже — с ядерным боезарядом. В Минобороны Израиля выразили опасение в том, что негативное влияние на политическую стабильность в регионе может оказать и недавний вывод американских войск США из Афганистана. В течение последних 20 лет они служили своеобразным «сдерживающим фактором», однако с их уходом Иран и его сторонники могут осмелеть и начать действовать более уверенно.
Вот уже несколько лет ядерные разработки Ирана вызывают серьезную озабоченность в мире.
В 2015 году группа «5+1»: Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция, а также присоединившийся к ним Иран, заключили «ядерную сделку». Это политическое соглашение между Ираном и группой стран, входящих в Совбез ООН, также известное как Joint Comprehensive Plan of Action (JCPOA), предполагало согласие группы на разработку мирной ядерной программы Ирана без права ведения им военных разработок по производству оружейного плутония.
Однако уже в 2018 году президент США Дональд Трамп на фоне скандала о накоплении Ираном ядерного потенциала объявил о выходе США из соглашения и анонсировал дополнительные санкции в отношении Ирана. В ответ Иран объявил о приостановлении выполнения двух пунктов сделки и начал наращивать объемы собственных ядерных исследований и работ по обогащению урана.
В создании иранской ядерной бомбы Израиль видит для себя большую угрозу, особенно после того, как иранский верховный руководитель аятолла Али Хаменеи призвал к уничтожению Израиля, заявив, что «варварскому» израильскому государству «уже нельзя помочь, можно лишь уничтожить его». Свой план он назвал «9 ключевых вопросов об устранении Израиля». В США провели анализ ситуации и оценили исход потенциальной войны между Тель-Авивом и Тегераном. Эксперты журнала Military Watch, например, считают, что оружие массового поражения применяться не будет.
Между тем, ситуация в регионе обостряется. Так, 23 июня иранское агентство «Мехр» сообщало, что службам безопасности страны удалось помешать «акту саботажа» против одного из объектов Организации по атомной энергии Ирана. Это произошло в городе Кередж в остане Альборз на северо-западе Ирана, недалеко от Тегерана. The Times of Israel настаивает, что предприятию был нанесен ущерб, хотя детальная информация по этому поводу не приводится. Отмечается, что нападение на ядерный иранский объект было совершено при помощи нескольких небольших беспилотников.
Власти Ирана ранее утверждали, что объект в Кередже используется в гражданских целях, однако еще с 2007 года он находится под санкциями ООН, США и ЕС за отношение к ядерной и ракетной программам Ирана. Американская газета The New York Times со ссылкой на источники сообщала, что атакованный объект Организации по атомной энергии Ирана является одним из центров производства самых современных центрифуг по обогащению урана. Американская разведка называла его одной из возможных целей для ударов Израиля, который в начале 2020 года согласовывал свои планы с тогдашним президентом США Дональдом Трампом и его администрацией. Также среди целей были указаны и иранский ученый-ядерщик Мохсен Фахризаде, впоследствии убитый в ноябре 2020 года, и предприятие в Натанзе, где была диверсия в апреле 2021 года. Мохсен Фахризаде при этом был убит оружием, которым управляли через спутник.
Источник в разведке указал, что администрация Дональда Трампа поддержала израильские планы. Недавно бывший глава израильской разведки «Моссад» Йоси Коэн намекнул на причастность этой организации к гибели Мохсена Фахризаде и к инциденту в Натанзе. «Мы говорим очень ясно Ирану: мы не позволим вам получить ядерное оружие. Что вы не понимаете?» — отметил он.