Posted 7 июля 2021, 16:43
Published 7 июля 2021, 16:43
Modified 7 марта, 13:50
Updated 7 марта, 13:50
Елена Иванова, Наталья Сейбиль
Черное море ученые сравнивают иногда с лужей или слоеным пирогом. Слой, в котором возможна жизнь, уходит в глубину не более чем на 150 метров. Ниже – сероводород, где жизни нет. Именно поэтому загрязненность Черного моря выше, чем других морей, а его способность справляться с вредными химическими и органическими веществами ограничена. "Вся антропогенная нагрузка на море должна быть «переварена» экосистемой этого тонкого слоя, говорит член-корреспондент РАН, руководитель направления «Экология морей и океанов» Института океанологии им. П.П. Ширшова Михаил Флинт.
Наводнения последних дней не улучшат экологическую обстановку прибрежной зоны моря.
- Антропогенные загрязнения, в том числе органикой, азотом, фосфором, которые содержатся в стоке городов, поселений, канализация, которая у нас выводится прямо в море, в целом в районах с высоким заселением – это достаточно привычная для экосистемы вещь. Но сильный сток в результате дождей, это не только вынос органики, это ещё и вынос твёрдого вещества, ила, песка, материал, который выносится вместе со стоками с поверхности в результате наводнений. Это всё выносится в прибрежную часть моря и там оседает, конечно оказывая воздействие на прибрежные экосистемы, зачастую меняя их сильно, но на время. Через некоторое время происходит восстановление, - говорит кандидат биологических наук, научный сотрудник Института океанологии им П.П. Ширшова РАН Ульяна Симакова.
Климатическая обстановка цикличная, и наводнения и другие природные катаклизмы для черноморской зоны характерны, напоминает генеральный директор Международного экологического фонда «Чистые моря», почётный работник морского и речного флота, почётный полярник Василий Богословский. Это не первое наводнение, и не последнее. Два года назад серьезно затопило Сочи, хотя в Крыму это случается значительно реже.
Старший научный сотрудник института океанологии РАН, кандидат биологических наук Александр Агафонов живет в Коктебеле и наблюдает за развитием ситуации на месте:
- Сейчас происходят достаточно локальные события, и вокруг рек происходят их разливы. В Крыму речки хиленькие. Если сравнить, сколько течет из Дона в Азовское море, или Кубань выливают в море несопоставимо больше в море всего, чем сейчас это происходит в течение нескольких дней. Ну, начинает разливаться река, которая спадает в море. Через пару дней она возвращается в свое русло. Канализация в Крыму в большей части городов и так выходит в море. В нескольких сотнях метров от берега канализация сливается, и дальше море с этим естественным образом борется.
Тем не менее, в Крыму власти объявили чрезвычайную ситуацию. Этот режим позволяет ликвидировать все последствия без получения бумаг, разрешений и долгих согласований – спасать людей и устранять последствия природной катастрофы.
- Но таких бы последствий не было, если бы все эти южные поселения не были застроены полузаконными или абсолютно незаконными постройками в водоохранных зонах. Они строятся без нормальной канализации, нормальных очистных. Весь сток идёт в море,- напоминает Василий Богословский.
Чтобы оценить экологический ущерб, надо производить замеры и мониторить состояние воды и дна. Сразу несколько государственных структур – Росприроднадзор, Гидромет, МЧС есть лаборатории. Пока результатов нет, поэтому оценить масштаб ущерба для природы нельзя.
- Говорить о том, что ничего страшного сейчас не произошло, можно будет только после оценки состояния среды. Всё стекает в море, - добавляет Богословский.
Бич Черного моря – не нефтяные загрязнения, хотя их тоже хватает, как это было в мае этого года в Туапсе. Губит прибрежную экологию вывод канализации без всякой очистки в море, смытые с полей удобрения и пестициды и мусор. С этим согласна Ульяна Симакова:
- Органический сток, септики, азот, фосфор, стоки городов с приличными загрязнениями, могут быть достаточно интенсивными, но экосистема его перерабатывает хорошо. Через некоторое время вся приходит в первоначальное состояние. В 2012 году было сильное наводнение в районе Крымска. Тогда был очень значительный сток. В районе Геленджика, где мы работаем, было очень много воды, очень много всего смыло с берега. Мы это увидели по донным сообществам, которые мы мониторим. Там произошли большие изменения, но через некоторое время они стали незаметными.
Координатор центра «Делфи» в Сочи Ирина Шулгестерова заверила «Новые Известия» в том, что их подопечным – дельфинам – нынешняя непогода не нанесла ущерба. В сезон штормов и дождей реки разливаются, мусор смывается с берегов, все стекает в море:
- Для дельфинов опасны аграрные стоки, промышленные стоки, незаконные сбросы химические. Мы бы заметили сразу. Это будет ЧП. А мусор, в конечном итоге, вынесет к нам на берег, в то время как стоки – наша реальность.
У службы по надзору за природопользованием на черноморском побережье Краснодарского края и в Крыму дел много. Природоохранители занимаются экологией портов, угольной пылью, нефтяными выбросами. Но сейчас региональные власти вместе с Росприроднадзором наводят фокус на незаконные застройки в водоохранных зонах. Что из этого получится, покажет время, но проблему канализационных стоков нужно решать немедленно.
- По окончанию режима ЧС должен быть развёрнут штаб, который обяжет провести мониторинг окружающей среды, в случае необходимости очистки акваторию. Но визуально это ни один инспектор не скажет. Надо проводить анализы, - говорит Василий Богословский.
Для граждан, которым удастся поехать на Черное море в этом году, самым главным остается вопрос, не опасно ли купаться в море после наводнений? Мало того, что без сертификата о прививке и ПЦР-теста, а с 1 августа – только сертификата, на Черное море пускать не будут. После видео крокодилов в детском саду и фотографий с заваленных мусором пляжей есть опасения по поводу качества морской воды. Граждане задумываются не напрасно. Если муть сойдет через 2-3 дня, то последствия стоков у берегов останутся на более долгий период. На вопрос, сколько времени уходит на восстановление, Ульяна Симакова отвечает так:
- Я думаю, что за год всё выравнивается. Если бы геологи посмотрели состав грунта, особенно вертикальное строение колонок грунта, они бы эти следы выявили. А биологи уже через год – два различий не заметят.
Пляжи открываются не по желанию властей или экологов, говорят эксперты, а в соответствие с санитарными нормами, установленными Роспотребнадзором. В Ялтинском регионе пляжи начали постепенно открывать после 1 июля. Вчера власти окрыли еще 10 пляжей, но центральная часть Ялты от Приморского пляжа до Гурзуфа к купанию по-прежнему запрещены. В Сочи сегодня тоже открыли пляжи в трех районах. Работы по расчистке велись всю ночь. Рабочие вывезли 700 тонн мусора, нанесенного реками.
Тем временем Глава Крыма Сергей Аксенов просит граждан об осторожности:
"Любое попадание внутрь организма воды может повлечь отравление, ротавирусную инфекцию и так далее. Прошу помнить о том, что вода сегодня стянула все в море, в том числе канализационные стоки, они еще не осели".
Эксперты говорят, что вредные вещества, попавшие в воду, хотя и оседают на дно, но могут вызвать «цветение» воды, а с ним и образование ядовитых веществ, ведущих к отравлению. Черноморские пляжи часто расположены в устьях впадающих в море рек, где опасность биологических стоков еще выше. Если граждане не могут устоять и захотят поплавать в море вопреки голосу разума, эксперты рекомендуют не купаться у устьев рек и у самого берега. А там как повезет.