Posted 6 мая, 20:39
Published 6 мая, 20:39
Modified 6 мая, 21:16
Updated 6 мая, 21:16
Николай Владимиров
О том, что на высказывания президента Эммануэля Макрона о вводе европейских войск на Украину и слухи в СМИ о присутствии в Славянске первой группы военнослужащих французского Иностранного легиона обязательно последует жесткая российская реакция, сомневаться не приходилось. Главный вопрос — почему французский и британский послы были вызваны в МИД РФ именно в понедельник, 6 мая.
Очевидно, это связано не столько с французской игрой в «напугал, отбежал», к которой в Кремле уже должны были привыкнуть за последние месяцы, и фразой главы МИД Великобритании Дэвида Кэмерона о разрешении ВСУ использовать английское оружие для ударов по России (со странной суетой в Reuters со снятием с публикации и возвращением соответствующей новости), а с предстоящей инаугурацией Владимира Путина.
Дело в том, что первое заявление Макрона о возможности ввода европейских (тогда еще не французских) войск на Украину было сделано еще в феврале этого года. С тех пор и он сам, и его высокопоставленные подчиненные неоднократно рассуждали в гипотетическом ключе о таком развитии событий, но всякий раз после этого успокаивали общественность, мол, это всего лишь сценарии и никаких решений не принято.
Кто-то из экспертов считает, что Париж делает такие заявления, чтобы усилить репутацию Макрона и его правительства во внутренней политике, где у них дела идут не лучшим образом. Кто-то полагает, что французский президент реально стремится сделать свою страну военным лидером в ЕС, используя как главный аргумент ядерные силы Пятой республики. Возможно, предвидя победу на президентских выборах в США Дональда Трампа со всеми вытекающими для НАТО последствиями.
Но после двух месяцев такой риторики Франция так и не перешла от слов к делу. И в понедельник Париж официально опроверг наличие на территории Украины своих военнослужащих.
Что касается заявления Кэмерона, которое вызвало жесткую ответную реакцию Москвы (вплоть до готовности нанести удары по английским объектам вне территории Украины), то оно также не открывает какую-то новую страницу в истории вооруженного конфликта с Киевом. Ведь по территории Крыма регулярно наносятся удары британскими ракетами Storm Shadow, о чем исправно сообщает Минобороны РФ. А Крым, как известно, это Россия.
Кроме того, еще летом 2022 года спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что ушедший в отставку премьер Великобритании Борис Джонсон «во многом замешан в том, что наносятся удары по мирным территориям РФ».
Следовательно, такая резкая реакция Москвы может быть связана с двумя событиями, которые способны произойти в ближайшие дни и потенциально сказаться на обороноспособности России в рамках СВО. Во-первых, это анонсированный украинскими чиновниками возможный комплексный удар ВСУ с использованием ракет Storm Shadow и ATACMS по Крымскому (Керченскому) мосту накануне или сразу после инаугурации вновь избранного президента РФ.
Во-вторых, это поставки в ближайшее время ВСУ какого-то мощного вооружения, способного изменить баланс сил между воюющими сторонами. Это или F-16 (не случайно в МИД РФ в понедельник заявили, что в Москве будут воспринимать эти самолеты как носителей ядерного оружия вне зависимости от их модификации). Или, например, реальное тактическое ядерное оружие, о возможности поставки которого Киеву на Западе в последние годы также велись дискуссии. Не исключено, что российская разведка могла что-то об этом узнать, что и вызвало соответствующий демарш МИД РФ.
Кроме того, угрозы Москвы применить при необходимости тактическое ядерное оружие на Украине и ударить по каким-то объектам Великобритании вне подконтрольной Киеву территории могут быть направлены на общественное мнение в островном государстве для дальнейшего политического ослабления правящей Консервативной партии. А у нее, как известно, положение столь же непрочно, как и у команды Макрона во Франции.
Так, несколько дней назад стало известно, что на местных выборах Консервативная партия потеряла 104 места в региональных советах, в то время как Лейбористская получила 67. И это дало повод лидеру лейбористов Киру Стармеру потребовать проведения всеобщих выборов, по итогам которых оппозиция рассчитывает сформировать следующее британское правительство. Едва ли лейбористы займут более пророссийскую позицию, когда придут к власти. Но они вполне могут разыграть «ядерную карту», брошенную на геополитический стол Москвой, чтобы еще больше ослабить конкурента перед всеобщими выборами во второй половине года.
Еще один интересный поворот в российско-украинском конфликте — объявление ряда политиков и чиновников из верхних эшелонов украинской власти времен президентства Владимира Зеленского и Петра Порошенко в розыск. Включая обоих последних президентов страны.
Интересно, что эти объявления в розыск шли как бы в два этапа. Сначала была «рыба» помельче — 28 апреля в розыск повторно объявили нескольких депутатов Верховной рады, бывшего генпрокурора, бизнесмена крымскотатарского происхождения, волонтера-медика, призывавшего к насилию над российскими пленными в Донбассе, и телеведущих с ярко выраженными националистическими взглядами. Уголовные дела против них возбуждались в основном по разжиганию ненависти и вражды.
Затем, начиная со 2 мая, одно за другим пошли сообщения об объявлении в федеральный розыск в РФ действующего и предыдущего секретарей СНБО, экс-председателя СБУ, бывших глав Нацбанка и МИДа, министров внутренних дел и юстиции, главнокомандующего ВСУ и спикера Верховной рады, а также некоторых известных граждан РФ, у которых, судя по всему, могут быть и паспорта Незалежной. Фамилии здесь сознательно опускаем, чтобы не перечислять, кто из них признан террористом и экстремистом, а кто иноагентом, — с целью экономии вашего времени.
Согласно утверждениям некоторых российских СМИ, им инкриминируются статьи 356 ч. 1 УК РФ («Применение запрещенных средств и методов ведения войны»), 126 ч. 3 («Похищение человека организованной группой»), 105 ч. 2 («Убийство двух или более лиц»), 282 ч. 2 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), 144 ч. 3 («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»). В среднем по таким обвинениям грозят сроки от 20 до 30 лет заключения.
Объявили также в розыск Порошенко и Зеленского. Вполне очевидно, что за объявлением указанных политиков и чиновников в федеральный розыск последует и соответствующее обращение по ним в Интерпол.
Многие эксперты недоумевают, зачем это нужно было делать, ведь сегодня не очень много шансов пленить этих людей или добиться их экстрадиции из третьих стран через Интерпол. Попробуем предложить свои версии этого шага российской власти.
Проще всего представить, зачем нужно было объявлять в розыск Владимира Зеленского. Такой шаг в дополнение к окончанию официального срока полномочий президента Украины в конце этого месяца вычеркивает бывшего руководителя «Вечернего квартала» из числа потенциальных переговорщиков о мире с Россией.
Для Москвы это особенно важно подчеркнуть накануне масштабной июньской конференции в Швейцарии, на которой предполагается обсудить «мирный план Зеленского», который полностью не устраивает Кремль.
То есть при любом давлении на РФ, даже со стороны дружественных и нейтральных стран вроде Китая и Индии, у России теперь есть ответ: мы не можем вести переговоры с уголовным преступником, к тому же нелегитимным президентом, по сути, узурпировавшим власть. Это примерно такой же мотив, который двигал Зеленским, подписавшим в 2022 году указ, фактически запрещающий ведение переговоров с Владимиром Путиным.
Кроме того, вспоминается решение Международного уголовного суда о выдаче ордера на арест Путина. Скорее всего, за этим решением скрывается то же желание вывести Путина из легитимного переговорного поля, только со стороны западного истеблишмента. Одним словом, Кремль отзеркалил украинскую и западную хитрости в отношении президента Путина.
Для чего ему это нужно сейчас? Во-первых, чтобы подорвать шансы на успех швейцарской конференции. Во-вторых, чтобы отплатить Киеву, Брюсселю и Вашингтону их же монетой и показать им, что они тут не самые хитрые.
В-третьих, создать условия для своего рода взаимозачета — отмены в ходе будущих переговоров в более удобном и приемлемом для Москвы формате всего этого нагромождения обвинений, ордеров и запретов на контакты друг с другом.
В-четвертых, в случае какого-то необычного успеха для ВС РФ и взятия под контроль большой территории Украины и, например, удачного штурма Киева — даже в отдаленной перспективе — иметь право на жесткие действия в отношении всей верхушки политического класса Украины последнего десятилетия (эпохи открытого противостояния с Россией).
Кто-то из российских «патриотических» экспертов даже утверждает, ссылаясь за заявления Дмитрия Медведева, что это дает России право на внесудебную расправу над украинскими политиками по примеру ликвидации Джохара Дудаева.
Интересно в связи с этим, что в Москве не только очертили круг неприемлемых для себя участников будущих мирных переговоров (которые, как утверждают ряд украинских и западных экспертов и журналистов, могут пройти уже осенью этого года «по итогам» ожидаемого наступления российской армии и отвоевания всей территории новых регионов РФ, указанных в Конституции), но и начали называть фамилии тамошних политиков, с которыми можно сесть за стол переговоров.
Пока неофициально, в анонимных Telegram-каналах со ссылкой на источники. Так, был назван экс-спикер Верховной рады Дмитрий Разумков, который противостоял Зеленскому и был им смещен со своего поста.
Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что МВД РФ не объявило в розыск, пожалуй, самого популярного сегодня на Украине человека — экс-главкома ВСУ Валерия Залужного. Он даже не внесен в список террористов и экстремистов. Кроме того, пока что в розыскной базе МВД РФ не фигурирует и глава администрации президента Украины Андрей Ермак (которого злые языки называют реальным хозяином страны). В связи с этим интересно, что первый ранее положительно высказывался о профессиональных качествах главы Генштаба РФ и вообще не был замечен в каких-то унижениях русскоязычного населения страны, а второго критики называли «российским шпионом».
Одним словом, можно предположить, что Москва всем троим украинским политикам дает шанс сместить президента Зеленского по истечении срока его полномочий или просто не препятствовать этой попытке со стороны других акторов — ради прекращения вооруженного конфликта. Не сработает ли эта стратегия в обратном направлении — ареста или иного вывода из украинской политической игры указанных выше господ — узнаем уже скоро.