Мария Соколова
Тихо и незаметно китайцы подготовили новый многоразовый космический корабль, который будет доставлять и возвращать на Землю грузы с космической станции «Тяньгун». Сейчас кто только не проектирует свои многоразовые корабли… Эта новость могла бы остаться незамеченной, если бы не один важный нюанс: китайцы строят космоплан!
Шаттл «Хаолун-1» будет иметь складывающиеся крылья, а приземляться будет, как самолет, на взлетно-посадочную полосу аэродрома. Никаких парашютов, приводнений в океан или посадки в безлюдную степь.
Все это очень напоминает не столько американский большой, сложный и очень дорогой Space Shuttle, сколько новый Dream Chaser от частной компании Sierra Space.
Стоит признать, что китайцы зря время не теряют и без зазрения совести копируют лучшие мировые практики, доказавшие свою эффективность. В 2011 году NASA объявило результаты конкурса на создание пилотируемых кораблей для доставки людей на МКС. Контракты получили SpaceX Илона Маска и Boeing.
Аэрокосмический гигант Boeing очень талантливо упустил возможность, создав неспособный к полетам корабль Starliner, зато корабль Crew Dragon от SpaceX зарекомендовал себя наилучшим образом: летает на МКС и обратно без сбоев, спасает застрявших астронавтов.
Китайское агентство пилотируемых космических полетов (CMCA) пошло аналогичным путем, объявило конкурс и выбрало двух победителей для создания многоразовых грузовых кораблей нового поколения, которые должны обеспечить более дешевую доставку грузов, чем существующий корабль «Тяньчжоу». Сейчас грузовики одноразовые — после отстыковки от станции сгорают в атмосфере.
«Хаолун-1» должен отправляться в космос классическим способом — под носовым обтекателем ракеты-носителя, а возвращаться на Землю будет как самолет. Его длина будет составлять 10 м, ширина с развернутыми крыльями — 8 м, а масса не должна превышать 7 т.
По планам властей КНР, дешевая доставка грузов позволит активизировать эксплуатацию орбитальной станции и увеличить количество ее модулей с трех до шести. МКС на данный момент имеет 17 модулей, из них три соединительных и стыковочных. У китайцев же базовый модуль «Тяньхэ» имеет сразу пять стыковочных узлов, то есть необходимости в отдельных стыковочных модулях пока нет.
Космические корабли в формате небольшого космоплана еще никогда на практике не применялись. Однако американский Dream Chaser, который явно стал прообразом для «Хаолун-1», находится уже на завершающей стадии строительства: его полет запланирован на май 2025 года. В рамках своей первой миссии он доставит на МКС грузы на 3,5 тонны, пробудет на орбите 45 суток и вернется на Землю.
Но ничего этого, скорее всего, не было бы без советских космических наработок. Ранее «НИ» уже писали о том, что Dream Chaser — это прямой наследник советской программы «Спираль», появившейся еще в 1964 году.
И это не просто случайное внешнее сходство. Руководитель компании SpaceDev, которая изначально создавала Dream Chaser, Марк Сиранджело приезжал в РФ, встречался с разработчиками советского корабля «БОР-4» и после утверждал, что имена советских инженеров нужно ставить в один ряд с американскими создателями Dream Chaser.
Но китайцы еще активнее используют советское наследие, которое у нас так и не пригодилось. «Хаолун-1» должен прийти на смену грузовому кораблю «Тяньчжоу», который построен на основе модуля орбитальной станции «Тяньгун-1».
Но вот какой нюанс: китайская станция «Тяньгун-1» была сделана на основе пилотируемого корабля «Шэньчжоу», который, в свою очередь, построен на основе отечественного «Союза». Это было не просто копирование: в 1995 году Россия и КНР заключили соглашение о передаче технологий, закупке агрегатов и систем корабля «Союз» и обучении космонавтов.
Быстрая китайская эволюция привела к тому, что грузовик «Тяньчжоу» оказался больше российского грузовика «Прогресс».
До недавнего времени идея создать космоплан считалась тупиковой: на орбиту вместо полезного груза необходимо тащить крылья, длинный корпус, способный планировать, шасси для посадки на аэродром. Зачем все это надо, если SpaceX уже отработала многоразовое использование классического корабля, спускаемого на парашютах?
Но, похоже, что отношение к космопланам меняется. Crew Dragon Илона Маска может спускаться только на воду, для этого надо выждать момент с хорошей погодой без шторма, отправлять спасательные суда для вылова корабля — это все дополнительные деньги.
Китай же и вовсе возвращает корабли на сушу в пустынные районы. Обычно после посадки на сушу корпус корабля невозможно повторно использовать: несмотря на работу тормозных двигателей, все равно получается ощутимый удар, который может повредить корпус.
Чтобы этого избежать, у Starliner есть большие надувные подушки, а отечественный «Орел» должен получить телескопические выдвижные «ноги», смягчающие удар. Это тоже дополнительные сложности. А мягкая посадка на аэродром позволяет сразу отбуксировать корабль в ангар для дальнейшего обслуживания.
Перспективность такой идеи подтверждается не только выбором китайцев. Американский Dream Chaser уже вышел из стадии инициативного проекта частной компании.
Недавно NASA распределило контракты на доставку грузов на МКС до 2030 года. Больше всех — 2,8 млрд долларов — получит SpaceX за отправку кораблей Dragon, еще 2,7 млрд — Northrop Grumman за свои грузовики Cygnus, а Sierra Space со своим космопланом Dream Chaser — 1,4 млрд долларов. Это тоже очень большие деньги, примерно 138 млрд рублей по текущему курсу. Вряд ли NASA после провала Boeing станет выбрасывать такие суммы на ветер.
Космонавтика КНР развивается такими темпами, что будет неудивительно, если Китайская корпорация авиационной промышленности (AVIC) построит, испытает и запустит «Хаолун-1» быстрее, чем Роскосмос доделает перспективный пилотируемый корабль «Орел», работы над которым ведутся с 2009 года.