Posted 24 октября, 06:33
Published 24 октября, 06:33
Modified 24 октября, 06:49
Updated 24 октября, 06:49
Мария Соколова
Роскосмос опубликовал свежие фотографии с производства будущего пилотируемого корабля «Орел». Событие знаменательное, ведь информации о том, как идет процесс разработки, минимум. Это Илон Маск проводит экскурсии для журналистов по цехам, где собирают Starship, а новые версии ракет и космического корабля Starship появляются раз в несколько месяцев. Роскосмос же годами что-то делает за закрытыми дверями.
«Орел» должен будет заменить привычные корабли серии «Союз», первый из которых отправился в космос еще в конце 1966 года. Принципиально все то же самое: «Орел» также похож на усеченный конус и предусматривает вертикальную посадку на парашютах. Только он значительно больше. Если «Союз» берет на борт три человека и до 100 кг груза, то «Орел» рассчитан на 4–6 человек и 500 кг груза.
Информации о нем минимум. В апреле 2024 года гендиректор Роскосмоса Юрий Борисов заявлял, что корабль находится на завершающей стадии строительства. Однако первый полет запланирован только на 2028 год. В июне научный журналист и автор Telegram-канала о космонавтике «Контакт подъема» Михаил Котов заметил, что РКК «Энергия» получила лицензию на изготовление промышленного образца.
Теперь популяризатор космонавтики и блогер Виталий Егоров нашел на сайте Роскосмоса свежие фотографии. Госкорпорация запрятала их в новость о совещании, посвященном перспективной Российской орбитальной служебной станции (РОСС), и не дала никаких пояснений.
Но Виталий Егоров сам проанализировал видимые изменения, произошедшие за два последних года.
— Из новых кадров видно, что основная работа идет по возвращаемому аппарату. Первый инженерный макет для динамических испытаний за два года оброс экранно-вакуумной теплоизоляцией, плитками композитной теплозащиты и входным люком. Двигатели на перекиси водорода системы исполнительных органов спуска возвращаемого аппарата также установлены.
Эксперт отмечает наличие прогресса в новом образце по сравнению с предыдущим вариантом:
— Внутреннего содержимого герметичного отсека, похоже, нет, но изнутри стены уже оснащаются каким-то оборудованием. Парашютов пока тоже нет. Однако следует отметить, что за два года заметен хоть какой-то прогресс, ранее аппарат стоял «голый», без теплозащиты и люка.
Нижняя часть возвращаемого аппарата — агрегатный отсек — за два года получил посадочные ноги, немного прибавилось кабелей и трубопроводов, топливной системы двигателей на перекиси водорода.
Макеты теплового щита и двигательного отсека за четыре года не изменились совсем. Но прибавились макет топливных баков, макет солнечных батарей с системой раскрытия и элементы головного обтекателя.
Однако скорость, с которой внедряются усовершенствования, по мнению Егорова, оставляет желать лучшего:
— В целом определенный прогресс есть, но медленный. Программу разработки космического корабля ПТК НП утвердили 15 лет назад, а первый полет беспилотного прототипа запланирован на 2028 год. Ранее его обещали в 2023-м, но что-то случилось. Даже Boeing этот путь прошел почти в четыре раза быстрее…
Проект явно затянулся. Работы по ПТК НП (перспективный транспортный корабль нового поколения) начались еще в 2009 году, в 2016-м корабль переименовали в «Федерацию», а в 2019-м — в «Орел». От начала работ до первого запуска пройдет 19 лет — это в том случае, если не будет очередных переносов сроков. Пока относительно первоначальных планов они сдвинулись на 5 лет. А ведь в России уже давно мог существовать уникальный многоразовый корабль.
О замене «Союзов» более вместительным и современным кораблем задумались еще в 80-х годах. Но случились перестройка и дикие 90-е годы. Вопрос стоял о выживании отечественной космонавтики, какие уж тут новые корабли.
Но в 2000 году РКК «Энергия» по собственной инициативе начала разрабатывать перспективный корабль. Причем в ходе работ была выбрана принципиально иная схема «несущий корпус». Если существующие корабли опускаются на Землю вертикально, то новый должен был входить в атмосферу горизонтально, планировать, как «Буран» или воплощающий советские идеи Dream Chaser из США. Согласно первоначальному плану, этот корабль на финальной стадии посадки должен опускаться на парашютах.
Первые несколько лет разработка велась постольку-поскольку из-за отсутствия финансирования. Выходила странная конструкция: похожий на пулю корабль располагался на ракете вверх ногами — все для того, чтобы и при взлете, и при посадке космонавты размещались спиной вниз для снижения опасных нагрузок.
Но в 2003 году этой идеей заинтересовался Росавиакосмос, и работа пошла живее. В 2004-м о создании нового корабля впервые рассказали общественности и включили проект в Федеральную космическую программу на 2005–2015 годы. Заодно у корабля появилось название — «Клипер».
Но основной импульс проект получил вовсе не от отечественной госкорпорации, а от Европейского космического агентства (ЕКА), которое заинтересовалось им и хотело использовать корабль в своих целях. Именно ЕКА поставило условие, что он должен приземляться на взлетно-посадочную полосу как самолет. Так у корабля появились крылья.
В итоге получился проект уникального по своим характеристикам корабля. «Клипер» имел неподвижные крылья — это намного проще, чем складные крылья Dream Chaser. Пулевидная форма позволяла устанавливать его на ракету без носового обтекателя (от разворота корабля вверх ногами со временем отказались), а приборно-агрегатный отсек перед входом в атмосферу отсоединялся — это избавление от лишнего веса. Он мог садиться на различные аэродромы в то время, как «Союзам» требуется обширная степь. Кстати, посадка на воду Crew Dragon Илона Маска тоже не лучший вариант: прямо сейчас на МКС застрял экипаж, который с 8 октября не может вернуться на Землю из-за плохих погодных условий в зоне посадки. А еще «Клипер» был многоразовым и мог взять на борт шесть человек и 700 кг груза.
Еще в 2005 году все шло хорошо: проект вел выдающийся ученый Андрей Решетин, который начинал работать с Сергеем Королевым и создавал «Союзы», ЕКА планировала вливать в проект 100 млн фунтов стерлингов ежегодно, да и ракета под «Клипер» существовала — это украинский «Зенит», который сейчас в муках перерождается в «Союз-5».
Но в 2006 году еврочиновники приняли решение сосредоточиться на создании максимально простого и большого космического грузовика ATV. Просто большая одноразовая бочка с реактивными двигателями.
В июне того же года «Энергия» тихо сворачивает все работы по «Клиперу», причем за несколько недель до завершения конкурса Федерального космического агентства, который должен был вылиться в подписание госконтракта на создание корабля. Никаких претензий к «Энергии» не последовало — согласие с прекращением работ было на всех уровнях.
Может быть, это чистое совпадение, но как раз летом 2006 года в США представили проект космического корабля Orion. На сентябрь 2025-го запланирован его полет с астронавтами к Луне в рамках миссии Artemis II. А спустя 3 года начались работы по ПТК НП (ныне «Орел»), который имеет такую же, как и «Орион», классическую схему.
Есть еще одна версия, почему «Энергия» тогда бросила проект «Клипер». В 2006 году ее озвучил ближайший соратник Сергея Королева и главный научный консультант РКК «Энергия» Борис Черток.
— Этим амбициозным планам может помешать технологическое отставание России. Выскажу то, что Николай Севастьянов (в 2006 году генеральный конструктор РКК «Энергия». — Прим. ред.) по своему служебному положению не может сказать. Мы деградировали в смежных областях, например в электронике.
Прошло 18 лет, а РФ все еще зависит от поставок импортной электроники, отмечает Виталий Егоров. Дождемся ли вообще при таких темпах полета «Орла»?