Posted 29 октября, 06:51
Published 29 октября, 06:51
Modified 29 октября, 06:53
Updated 29 октября, 06:53
Мария Соколова
Исполнительный директор Boeing Келли Ортберг на недавней пресс-конференции намекнул, что руководство рассматривает вариант избавления от космического подразделения. Формально корпорация имеет два дочерних предприятия: Boeing Commercial Airplanes, создающее гражданские авиалайнеры, и Boeing Defence, Space & Security, специализирующееся на космических и военных разработках. Вот последнее могут разделить.
Boeing и мировая космонавтика неразрывно связаны. Для США Boeing — это примерно как РКК «Энергия» для России. Boeing создал первую ступень ракеты Saturn V, которая доставляла астронавтов на Луну, модули американского сегмента МКС Unity и Destiny, а также платформу для постройки тяжелых геостационарных спутников связи.
Наследие у компании очень богатое и невозможно недооценить ее вклад в мировую космонавтику. Но с недавних пор что-то пошло не так. Все началось в 2010 году, когда Boeing взялся за разработку космического корабля CST-100, позже получившего название Starliner.
История эксплуатации кораблей Space Shuttle подходила к концу, и в США остро встал вопрос, на чем же отправлять людей в космос. Сначала Boeing получил от NASA грант в 18 млн долларов на разработку корабля и обещал, что он будет готов к полету в 2015 году. В 2014-м Boeing вместе со SpaceX Илона Маска стал победителем конкурса на создание пилотируемого космического корабля и получил от космического агентства аванс на 4,2 млрд долларов.
Илон Маск выполнил контракт, и теперь корабль Crew Dragon успешно возит людей на МКС и обратно, а также совершает индивидуальные миссии с космическими туристами. А вот у Boeing дела не заладились. К 2015 году ничего готово не было — первый полет перенесли на 2018-й.
По факту первый испытательный полет получилось провести только в 2019 году, но он закончился неудачей. Starliner из-за череды различных сбоев и ошибок в программном обеспечении не смог добраться до МКС — корабль был вынужден вернуться на Землю уже через два дня.
Второй испытательный полет также откладывался несколько раз (задержка составила два года) — он был совершен только в мае 2022-го. Первый пилотируемый полет в 2024 году тоже не избежал задержек и переносов сроков, но завершился тем, что астронавты Сунита Уильямс и Бутч Уилмор на восемь месяцев застряли на МКС в ожидании эвакуации на корабле Crew Dragon.
Для Boeing это означает повторную сертификацию Starliner по новым правилам и неопределенные задержки сроков реализации программы. А исполнения контракта, по которому были получены 4,2 млрд долларов, никто не отменял.
19 октября 2024 года в космосе случилась беда совсем другого характера: спутник Intelsat 33е, обеспечивающий связь в Европе, Африке и Азии, просто сам по себе взорвался и разлетелся на десятки обломков, создав на орбите завесу из мусора. Ведущий научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ) РАН Натан Эйсмонт считает, что в спутнике могло взорваться топливо.
Нюанс в том, что этот спутник построен на платформе Boeing 702MP. Его запустили в космос в 2006 году, проработать по плану он должен был до 2031 года. И это уже второй спутник серии Intelsat, который не осилил своего срока службы. Intelsat 29e просуществовал лишь три года.
У Boeing сейчас есть два ведущих проекта в сфере космонавтики, и оба оказались провальными. Восстановить испорченную репутацию будет очень сложно, тем более что проблемы у Boeing не случайность. Неудачи преследуют и авиационное, и оборонное подразделения.
Когда-то, в далеком прошлом, Boeing умел очень хорошо строить самолеты. Компания даже стала одним из двух ведущих производителей гражданских лайнеров. Из конкурентов остался только европейский Airbus.
Но в марте 2017 года Boeing выпустил четвертое поколение своего самого популярного узкофюзеляжного самолета — 737 MAX. Один из них разбился уже 29 октября 2018-го по пути из Джакарты в Панкалпинанг, погибли 189 человек. Следующая катастрофа случилась 10 марта 2019 года под Аддис-Абебой, жертвами стали 157 человек. В обоих случаях причиной был сбой в системе, которая должна автоматически стабилизировать самолет.
После этих случаев авиационные регуляторы большинства стран мира запретили эксплуатацию этих самолетов, а сама компания в 2019 году не смогла оформить ни одного нового заказа на свои лайнеры.
Расследование показало, что программное обеспечение было написано с ошибками, а в топливных баках самолетов валялись забытые тряпки и инструмент, новый тренажер для подготовки пилотов не был создан, а результаты внутризаводских испытаний были сфальсифицированы. Неудивительно, что авиакомпании стали массово отказываться от этих лайнеров.
Казалось, что дело наладилось после исправления ошибок и повторной сертификации самолетов в 2020 году, но в январе 20240го у такого Boeing на высоте 5 км над Аляской просто отвалилась дверь. Расследование показало, что в креплении двери просто отсутствовали некоторые болты. После этого случая поставки самолетов данной модели сократились почти на треть.
Этого все еще мало? Получайте: 7 мая Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) начало расследование относительно другой модели самолета — Boeing 787 Dreamliner. Регулятор подозревает, что компания фальсифицировала результаты проверки надежности крепления и заземления мест соединения крыльев с фюзеляжем.
Вдобавок ко всему на заводах Boeing рабочие не прекращают забастовку, требуя повысить зарплату. Ежемесячно она приводит к потере порядка 1 млрд долларов, по итогам III квартала 2024 года Boeing получил убыток на 6,17 млрд долларов, а за 9 месяцев 2024-го — 7,97 млрд долларов — следует из финансовой отчетности компании. Из них 5,88 млрд долларов пришлись на авиационное подразделение, а 3,15 млрд — на военно-космическое. Но руководству компании не привыкать: Boeing не вылезает из убытков с 2019 года.
Руководство компании Boeing после череды неудач взяло твердый курс на исправление ситуации и… в 2023 году повысило годовую зарплату на 45% (до 32,8 млн долларов) исполнительному директору Дэвиду Кэлхуну. На фоне сокращения зарплат рабочим — смелый шаг. Это стало поводом для его допроса в Сенате летом 2024 года.
На что ушли эти деньги, Кэлхун внятно ответить не смог, а вот Сенат предоставил доклад, в котором есть свидетельские показания о том, как в 2023 году перед приездом проверяющих на заводе прятали некондиционные детали самолетов, а потом доставали и устанавливали их.
Вообще, быть свидетелем в деле против Boeing — опасное занятие. В марте 2024 года со смертельным огнестрельным ранением был найден Джон Барнетт, который ранее работал менеджером по контролю качества на заводе Boeing. В 2019-м он выступил с заявлением о проблемах в корпорации, а в начале 2024-го попросил власти о включении в программу защиты информаторов.
А 1 мая 2024 года от внезапной и тяжелой инфекции скончался Джошуа Дин, который давал показания о неправильно просверленных перегородках в корпусе Boeing 737 MAX. В свою очередь, инженер Сэм Салехпур на выступлении в Сенате утверждал, что ему угрожали в течение нескольких лет за то, что он доносил до менеджмента опасения об опасности конструкции Boeing 787 Dreamliner.
Теперь новое руководство Boeing (Дэвид Кэлхун на заседании Сената подал в отставку) пытается спасти дело, влезая в огромные долги. В ближайших планах — выпустить акции на 10 млрд долларов и депозитарные расписки на 5 млрд долларов. Всего компании для оздоровления требуется 25 млрд долларов — это 2,43 трлн рублей по текущему курсу!
В таком состоянии Boeing выглядит ходячим трупом. Но есть мнение, что эта корпорация слишком велика и значима, чтобы просто так обанкротиться. Во-первых, компания выпускает военную технику, включая истребители и транспортные самолеты, во-вторых, на корпорацию работают 170 тыс. человек — большинство из них в США, в окрестностях Сиэтла. Boeing выполняет роль «штатообразующего» предприятия.
И если не будет Boeing, то кто насытит мировой рынок самолетами? Один Airbus с этой задачей не справится. В Китае с прошлого года летает Comac C919 собственной разработки, но в первую очередь производитель удовлетворяет потребности локальных авиакомпаний из КНР.
В России о готовности конкурировать с Boeing и Airbus на днях заявил глава Ростеха Сергей Чемезов.
— Мы конкурировали еще в советское время, и я на 100% уверен, что мы можем это делать и сегодня.
Вот только конкурировать пока нечем. Серийный выпуск самолета МС-21, по словам Сергея Чемезова, должен начаться лишь в следующем году. Проблемы же, связанные с импортозамещением, до сих пор не решены. Вице-премьер Денис Мантуров подтвердил, что полностью отечественная версия получилась слишком тяжелой и не может выполнять полеты на заявленную дальность.
Изначально МС-21 в версии на 211 человек способен преодолеть только 5 тыс. км вместо ранее заявленных 6 тыс. км. На плановый показатель МС-21, по словам Мантурова, сможет выйти укороченная версия.
— Это позволит авиакомпаниям более эффективно эксплуатировать самолет с учетом получившихся весовых характеристик, сохранив исходные параметры по дальности полета при загрузке 140–150 человек.
Вот и получается, что дальнобойных и при этом вместительных лайнеров в РФ нет и не предвидится. Без самолетов Boeing со временем может быть нарушена стабильность пассажирских перевозок и в нашей стране.
Конечно, российские авиакомпании находятся под санкциями и так просто закупать новые иностранные самолеты не могут. Но Минтранс РФ обсуждает с Казахстаном возможность совершения каботажных перевозок. То есть авиакомпании из Казахстана получат право выполнять внутрироссийские рейсы. Сейчас такое право есть только у отечественных авиакомпаний.
Проблемы Boeing — это больше, чем просто проблемы отдельно взятой иностранной компании. Они могут оказать влияние на каждого жителя РФ.