Posted 7 ноября, 15:25
Published 7 ноября, 15:25
Modified 7 ноября, 15:27
Updated 7 ноября, 15:27
Мария Соколова
Раньше можно было смело утверждать, что космос доступен только крупнейшим мировым державам: России, США и Европе. Позже к ним присоединились Япония, Китай и Индия — все-таки это одни из крупнейших экономик мира, у них достаточно ресурсов для освоения космического пространства.
Но теперь в околоземное пространство отправляются компании из стран, которые еще недавно к космосу не имели вообще никакого отношения. Не исключено, что именно они в ближайшем будущем совершат революцию на рынке космических пусков и космических услуг.
Азиатские государства, включая Южную Корею, уже доказали, что способны совершить экономическое и технологическое чудо. Еще в середине прошлого века Корея была отсталой аграрной страной, раздираемой войнами.
А что теперь? Весь мир ездит на корейских автомобилях, пользуется корейской электроникой Samsung, LG и других производителей, на корейских верфях производят огромные танкеры, контейнеровозы и прочие коммерческие суда, корейские заводы выпускают уникальное промышленное оборудование (например, штампы для выпуска элементов автомобильных кузовов). Химия, металлургия — тоже не на последнем месте.
И похоже, что следующая цель для корейских властей — космос. Не зря в мае 2024 года было создано новое космическое агентство KASA. Первые результаты работы уже налицо.
Впервые Южная Корея начала самостоятельно запускать космические ракеты сравнительно недавно — в 2013 году. При этом ракета легкого класса KSLV-1 была создана при участии России. Ее первая ступень — это фактически первая ступень «Ангары». Корейские СМИ сообщали о том, что KSLV-1 на 80% повторяет «Ангару».
Но азиаты быстро учатся. В 2021–2023 годах прошли летные испытания ракеты KSLV-2. Это уже полностью корейская разработка без прямого заимствования технологий.
По планам корейского правительства, к 2027 году необходимо удвоить космический бюджет страны до 1,1 млрд долларов, а администрация президента Юн Сок Ёля планирует выделить на ракетную программу и навигационные спутники 1,47 млрд долларов и 2,72 млрд долларов соответственно. Финансирование отправки людей на Луну и Марс предусматривает сумму в размере 70 млрд долларов в ближайшие десятилетия.
Кроме того, упор делается на развитие частной космонавтики. Обновленная космическая программа предусматривает строительство стартовой площадки на юге страны, в уезде Кохын, специально для частных компаний. Также для развития частных инициатив будет создан фонд примерно на 74 млн долларов.
А на этой неделе правительство Южной Кореи официально запустило разработку космического вездехода для изучения Луны и Марса. Уже заключены соглашения с 13 подрядчиками, включая Hyundai Motor.
Южная Корея пока только идет к тому, чтобы стать центром частной космонавтики. Сейчас же воплощением космической мечты частного предпринимателя является Новая Зеландия. Конечно, можно вспомнить SpaceX Илона Маска, но это совсем другие масштаб и уровень финансирования. SpaceX по масштабу разработок в одиночку может превзойти ведущие государственные космические агентства.
А в Новой Зеландии успешно функционирует компания Rocket Lab. Ее ракета Electron стала третьей по частоте запусков ракетой в мире. Маск проводит испытания монструозного Starship, Роскосмос строит колоссальную инфраструктуру на космодроме Восточный для запуска ракеты тяжелого класса «Ангара А5».
А в Rocket Lab пошли иным путем. Они сделали ракету-носитель сверхлегкого класса Electron очень простой: применена двухступенчатая схема, разгоняют девять маленьких двигателей, многие детали изготовлены с применением 3D-печати.
В конструкции двигателей нет даже классических сложных турбонагнетателей, которые подают топливо в камеру сгорания под давлением. Вместо них применены простые электронасосы, которые питаются от литиевых аккумуляторов. На орбиту такая ракета способна доставить максимум 250 кг груза.
На фоне 24 тонн «Ангары А5» — просто смешно. Но посмотрите: большая «Ангара» не совершила ни одного коммерческого пуска, а Electron летает регулярно. Спутники становятся меньше и доступнее — на первый план выходит стоимость запуска ракеты. Если пуск Falcon 9 стоит 62 млн долларов, то за Electron нужно заплатить 4,9–6,6 млн долларов.
Поэтому маленькая ракета от частной компании (кстати, многоразовая) совершила с 2018 года уже 54 полета, из них 12 в 2024-м. Власти Новой Зеландии ожидают, что к 2030-му доход космического сектора достигнет внушительных 10 млрд долларов.
Пример Новой Зеландии подхватили их соседи — австралийцы. На днях стартап Gilmour Space из Австралии получил лицензию на запуск своей первой космической ракеты Eris с космодрома на севере Квинсленда. Она тоже относится к сверхлегкому классу. С учетом того что уведомить власти о полете надо минимум за 30 дней до старта, достижение космоса с территории Австралии возможно не раньше декабря 2024 года.
Из необычных особенностей ракеты Eris стоит отметить гибридный двигатель первой ступени. Он использует твердое топливо и жидкий окислитель. Обычно инженеры выбирают что-то одно: либо твердые компоненты, либо жидкие.
На юге Австралии полигон Кунибба скоро также будет использоваться для космических пусков — недавно было подписано соответствующее соглашение с местными властями. Первый такой старт должен состояться в 2025 году — в космос отправится ракета сверхлегкого класса Aurora от канадской компании Reaction Dynamics.
Она также рассчитана на вывод микроспутников на орбиту: диаметр головного обтекателя всего лишь 1,3 м, а максимальная нагрузка на низкую околоземную орбиту — только 200 кг. Из интересного — опять-таки применение гибридного двигателя. Разработчики обещают, что смогут снизить стоимость вывода спутников на орбиту в три раза. Что из этого выйдет — узнаем в будущем, но задел очень амбициозный. Если стоимость запуска получится снизить до 2–2,5 млн долларов, это будет настоящая революция.
В РФ тоже неоднократно предпринимались попытки сделать небольшую ракету, которая обеспечивала бы недорогие запуски спутников. Сначала под гражданское использование пытались адаптировать советские межконтинентальные баллистические ракеты УР-100. После подписания договора о сокращении наступательного вооружения в запасе осталось 360 таких ракет.
В результате конверсии сначала получились ракеты «Рокот», а потом — «Стрела», способные вывести на орбиту до двух тонн полезной нагрузки. Но не взлетело. Переделка оказалась слишком дорогой («Рокот» стоил более 40 млн долларов), да и суровая военная техника не рассчитана на работу с нежной гражданской электроникой. Окончательную точку в этих проектах поставил разрыв отношений с Украиной, которая поставляла необходимые компоненты.
Следующую попытку сделать космос доступнее в РФ совершили в 2013 году. Тогда Роскосмос впервые запустил ракету легкого класса «Союз 2.1в». Инженеры взяли привычный «Союз», убрали боковые блоки и третью ступень, а на центральный поставили один двигатель НК-33А от советской «лунной» ракеты Н-1. Получилась ракета, которая может вывести на орбиту до 3,3 т груза, все равно намного больше, чем современные ракеты от частников.
Однако еще есть надежда, что РФ включится в гонку ракет сверхлегкого класса. Такими разработками сейчас занята частная компания SR Space. Но когда будет готов действующий образец ракеты, неизвестно.
Эскизный проект завершен, испытания проходят отдельные компоненты. В свою очередь, предприятие «ОДК-Кузнецов», входящее в состав Ростеха, разрабатывает двигатели для ракет сверхлегкого класса, которые могут доставлять в космос до 250 кг полезной нагрузки. Но куда они будут устанавливаться, также неизвестно.
Какая-то работа в этом направлении в РФ идет, но говорить о конкуренции с зарубежными компаниями пока еще слишком рано.