Posted 17 октября, 15:21
Published 17 октября, 15:21
Modified 17 октября, 15:25
Updated 17 октября, 15:25
Мария Соколова
Про корабль Dream Chaser многие уже позабыли: его разработка началась еще в 2004 году. Первый орбитальный полет должен был состояться в 2014-м, но NASA в развитии пилотируемой космической программы отдала предпочтение SpaceX (корабли Crew Dragon регулярно возят астронавтов и космонавтов к МКС) и Boeing (первые астронавты, доставленные в июне 2024 года на МКС кораблем Starliner, ждут эвакуации до февраля 2025-го), и проект Dream Chaser заглох.
Но в 2024 году стали поступать новости, что корабль почти готов к старту на МКС. Теперь вышло обновление — предполагается, что первый полет состоится в мае 2025-го. И это по-прежнему будет космоплан! То есть космический корабль, который имеет крылья и возвращается на Землю, как самолет: планирует и садится на взлетно-посадочную полосу аэродрома.
Раньше такую схему применяли только Space Shuttle, «Буран» и небольшой секретный корабль американских военных Х-37.
Идея космоплана давно не дает покоя аэрокосмическим инженерам. Она привлекает тем, что позволяет сделать многоразовый корабль, который в комфортных условиях способен возвращать на Землю много грузов или людей. У Dream Chaser расчетные перегрузки при входе в атмосферу совсем небольшие — 1,5G. Их выдержит даже неподготовленный человек. А вот в «Союзах» вес космонавтов на посадке увеличивается в 4 раза — приятного мало.
Минус такой схемы тоже есть: нужно тащить в космос крылья, а это лишний вес. Значит, надо использовать более мощную ракету и сжигать больше топлива для доставки грузов по сравнению с традиционными кораблями.
В СССР еще в 1964 году появилась программа «Спираль», которая постепенно эволюционировала. Сейчас в авиамузее в Монино можно увидеть самолет МиГ-105.11 — аналог космического корабля для испытаний в атмосфере. А в 1980–1987 годах было совершено 7 испытательных запусков кораблей «БОР-4». Это уменьшенные в два раза прототипы корабля «Спираль». Один такой «БОР-4» выставляли потом на всеобщее обозрение на авиасалоне МАКС в 1997 году.
И если посмотреть на фотографии «БОРа» и Dream Chaser, то сходство заметно невооруженным взглядом: такой же вздернутый нос, такие же небольшие подвижные крылья в хвостовой части. Это не просто сходство концепций, это уже прямое заимствование. И его никто не скрывает!
Американцы в 1990 году подготовили собственный проект, полностью аналогичный «БОРу», — HL-20. Он остался на этапе прототипа, никаких полетов не было, но при создании Dream Chaser использовались его наработки.
А руководитель компании SpaceDev, которая разрабатывала Dream Chaser, Марк Сиранджело приезжал в 2005 году в РФ и общался с инженерами, которые работали по программе «БОР-4». По словам Сиранджело, имена российских инженеров после завершения создания корабля стоит поставить рядом с именами американских разработчиков.
Вот так в США сейчас реализуется советская мечта 60-х годов.
Поскольку NASA отказалось использовать Dream Chaser для доставки людей на МКС, космический корабль переделали в беспилотный грузовик. Но в итоге получился самый странный и нелепый грузовик из всех, что летают к МКС.
Задача любого грузового корабля — максимально дешево доставить на МКС максимальное количество груза. Если есть возможность что-то вернуть на Землю — замечательно, но это не обязательно. До появления Dragon от SpaceX Илона Маска как-то жили и бед не знали.
Потому все современные грузовые корабли сделаны по одной из двух схем. Это либо унификация с пилотируемыми кораблями — так появились российский «Прогресс» и американский Dragon, у них грузовые отсеки по форме повторяют жилые отсеки космонавтов, либо это просто большая бочка с двигателями. По второй схеме были сделаны европейский грузовик ATV, японский HTV и американский Cygnus.
И, когда корабль возвращается на Землю (с космонавтами или грузом — неважно), отсек с двигателями отсоединяется и сгорает в атмосфере. Небольшие двигатели космического аппарата особой ценности не представляют.
Но у Dream Chaser все наоборот: грузовой отсек перед возвращением на Землю отстреливается и сгорает в атмосфере. Возвращается только планер с двигателями. Но зачем он нужен, если ничего в себе не несет…
Получается, что Dream Chaser будет просто так таскать лишний вес. Dragon Илона Маска при стартовой массе 7100 кг способен доставить на МКС до 6000 кг, а Dream Chaser при стартовой массе 11 340 кг — 5500 кг. Дорогая выходит доставка, а конкурентов по транспортировке грузов на МКС предостаточно.
Сейчас этот космоплан выглядит чистой авантюрой. Использовать его как грузовик для МКС совершенно бессмысленно. Но для Sierra Space МКС лишь первая часть грандиозных планов.
Основная цель — это создание полноценной частной орбитальной станции Orbital Reef к 2030 году. Своевременно: Россия в прошлом году продлила использование станции до 2028-го, зарубежные партнеры — до 2030 года. Судя по накапливаемым проблемам с утечками воздуха (при норме в 270 граммов в сутки потери достигли 1,6 кг в сутки), это будет ее предел.
Новая космическая станция должна состоять из легких надувных модулей (подобную технологию уже испытывали на МКС), а на ее борту будут расположены отель, ресторан и лаборатории. То есть предполагается использовать коммерческий потенциал по максимуму. И для этого уже понадобится пилотируемая версия корабля — схема космоплана будет кстати.
В этом проекте у Sierra Space есть крупный партнер — частная компания Blue Origin миллиардера Джеффа Безоса, которая готовится к запуску собственной многоразовой ракеты тяжелого класса New Glenn. Это сотрудничество проявляется уже сейчас: первые пуски Dream Chaser должны состояться на ракете Vulcan, которая использует двигатели от Blue Origin.
Мы живем в удивительное время, когда инициативу в сфере космонавтики берут частные компании, они могут позволить себе такие проекты, о которых государственные структуры, такие как NASA или Роскосмос, даже не мечтают. Частники вольны тратить собственные деньги как угодно и ни перед кем не отчитываться. Но все эти чудеса пока проходят мимо России. Наши миллиардеры, взращенные на нефти, газе и металлургии, не спешат открывать для себя космическое будущее.