Планы по созданию кластера автокомпонентов могут сорваться

Сбудутся ли наполеоновские планы построить 14 заводов по производству автозапчастей

1 ноября, 09:21
Калининградская область готовится стать центром производства автокомпонентов в России: в планах — открытие 14 заводов! Но насколько реальны все эти проекты?

Мария Соколова

Калининградские власти отчитались о пересмотре планов по созданию кластера автокомпонентов: теперь по специнвестконтракту (СПИК) с «Автотором» должны появиться 14 заводов.

Такие стремления внушают надежду, ведь полностью независимого отечественного автопрома у нас нет. Даже привычные автомобили Lada — во многом иномарки. До недавнего времени, например, даже бензобаки для Lada Granta и клей для стекол выпускались из импортных материалов. А у Lada Vesta китайские и турецкие не только компоненты мотора 1,8 л, но и тормозные механизмы, включая колодки.

«Автотор» в Калининградской области должен создать кластер автокомпонентов из 14 заводов
novomania.ru

К чему приводит зависимость от иностранных компонентов, в РФ все увидели в 2022 году: выпуск некоторых моделей Lada временно прекращался, а уцелевшие модели выходили в сильно упрощенной комплектации. А в сентябре 2024-го конвейер, на котором собирают Lada Vesta, останавливался из-за нехватки коробок передач. По оценке Минпромторга, локализация автокомпонентов у нас в стране находилась на уровне 20%.

Однако планы по строительству сразу 14 заводов в одном кластере — это очень амбициозная задача! Существующий СПИК предусматривает строительство 12 заводов, причем пять из них должны были появиться уже в 2024 году. По факту был запущен только один завод по выпуску электродвигателей мощностью 23–140 кВт для автомобилей. При полной загрузке там смогут выпускать до 60 тыс. электромоторов в год.

Выпуск Lada Vesta останавливался в сентябре 2024 года из-за дефицита компонентов
auto.ru

Преграды для локализации автокомпонентов

В эпоху, когда свои сборочные предприятия в России имели большинство крупных мировых автопроизводителей, к нам приходили и мировые гиганты автокомпонентов: Bosch, Magna и другие. Сборка в РФ была выгодной, потому что был спрос. Технику можно было выпускать в больших объемах.

В 2008 году россияне купили 2,918 млн автомобилей, в 2012-м был установлен новый рекорд: 2,935 млн машин. И большинство из них были собраны в России. Сейчас все иначе.

Во-первых, весь рынок сильно скукожился из-за заоблачных цен. За 9 месяцев 2024 года было продано 1 154 778 новых машин, включая различные варианты параллельного импорта. Такими темпами к концу года есть шанс достигнуть продаж на уровне 1,5 млн новых автомобилей.

В 2024 году будет продано в два раза меньше новых автомобилей, чем в 2008 и 2012 годах
dzen.ru

Во-вторых, из всего обилия представленных марок лишь два производителя занимаются какой-никакой локализацией. Это АвтоВАЗ, который по итогам года может рассчитывать на выпуск 420 тыс. машин, и Haval с ожиданиями в 180 тыс. автомобилей. Только эта компания из всех китайских имеет в РФ полноценное производство, включая сборку моторов.

Итого рынок сбыта для автокомпонентов — вот эти 600 тыс. машин в год. Для сравнения: в Китае в прошлом году было продано 30 млн автомобилей, а значительная часть компонентов уходит на экспорт. Там есть смысл открывать производство. Но кто решится на подобный шаг в России с таким маленьким рынком?

Авторынок Китая в 50 раз больше российского
dee-movie.ru

К тому же в РФ важно наладить не просто сборку компонентов из китайских полуфабрикатов, а создать полноценное производство полного цикла. Ушли западные производители — могут уйти и китайские. А для этого нужны технологии. Китайцы же не горят желанием делиться ими с другими странами, отмечает председатель координационного совета Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.

— Организация полного цикла производства в другой стране идет вразрез с политикой автомобильных концернов из КНР.

Это хорошо заметно по выпуску китайских автомобилей в РФ. Лицензию на выпуск автомобилей, которая дает право на внесение конструктивных изменений, а значит, и на локализацию, продает только JAC. Так появились «Москвичи», грузовики «КАМАЗ Компас» и пикапы «Соллерс». Но JAC далеко не самый продвинутый и популярный производитель даже у себя на родине. В КНР в прошлом году по продажам он занял только 25-е место.

Только JAC продает российским компаниям лицензию на выпуск автомобилей
1MI

Все остальные производители ограничиваются лишь контрактной сборкой автомобилей в России. Им нет никакого смысла переходить на произведенные в РФ компоненты. С нынешними правилами локализация до того уровня, которая позволит получить субсидии на уплату утильсбора, просто невозможна. Так зачем китайцам переключаться на произведенные в России компоненты, если это ничего не даст? Они будут и дальше поддерживать выпуск у себя в КНР, отправляя туда деньги.

Финансовые власти РФ против промышленности

В конце концов, организация нового производства — это дорого. Инвестиции в завод электромоторов составили 3 млрд рублей, весь кластер в Калининграде (еще по старым планам из 12 заводов) должен обойтись в 70 млрд рублей.

И тут возникает простой вопрос: а где взять деньги? Если рассчитывать на заемный капитал, то такие детали выйдут просто золотыми. ЦБ во главе с Эльвирой Набиуллиной задрал ключевую ставку до 21%, а в перспективе может поднять ее до 23%. Добавьте сюда еще интерес самих банков, и вот уже ставки по кредитам приближаются к 30%. Это больше похоже на ставки по микрозаймам для самых отчаявшихся. Инвесторам выгоднее положить деньги на банковский вклад и смотреть, как капает прибыль без всяких рисков.

Появлению современных заводов препятствует высокая ключевая ставка
adm44.ru

Но, даже если бы ключевая ставка была низкой, это, по мнению Набиуллиной, никак не помогло бы современной промышленности.

— Мы уверены, что сейчас не получится увеличить производство путем низких кредитных ставок. Это можно сделать, только когда в экономике есть свободные ресурсы. Мы это делали в пандемию. Но если свободных ресурсов — рабочих рук, оборудования, транспортных мощностей — уже очень мало, как сейчас, то единственным результатом выдачи дешевого финансирования будет острая конкуренция за них и рост цен и на них, и на конечную продукцию.

И вот что получается в итоге: для полноценного производства компонентов не хватает технологий, доступного капитала, трудовых ресурсов и спроса. А что же есть? Только наполеоновские планы.

#Российские автомобили #Квартира в Калининграде #Китайские автомобили #Аналитика #Калининградская область #Мария Соколова #Россия #Авто #Автозапчасти #Стоимость автомобилей #Автомобилисты #Эльвира Набиуллина #Автомобили #Рынок автомобилей #Калининград
Подпишитесь