Posted 1 октября, 11:48

Published 1 октября, 11:48

Modified 1 октября, 12:45

Updated 1 октября, 12:45

Утильсбор на машину к 2030 году составит больше миллиона рублей

Утильсбор выше миллиона: как будут расти цены на автомобили в России до 2030 года

1 октября 2024, 11:48
Фото: Софья Сандурская. ТАСС
Утильсбор на машину к 2030 году составит больше миллиона рублей

Какие машины первыми подорожают из-за повышения утильсбора

Утилизационный сбор повышен. Но это лишь начало конца автомобильного рынка России. «НИ» посчитали и выяснили, что ждет покупателей машин до 2030 года и кто пострадает больше всего.

О повышении автомобильного утильсбора на 70–80% с 1 октября 2024 года в курсе уже, пожалуй, все. Теперь импортеры и автопроизводители, которые не локализовали производство в должном объеме, будут платить государству лишние 255,6 тыс. рублей с каждого авто.

В итоге к следующему году импортные автомобили в России подорожают на 10–15%.

Такой рост цен очень неприятный, но пока еще не критичный. Кредитные программы справятся с задачей сгладить шок от новых ценников.

Утильсбор будет расти до миллионных значений

Но не все понимают, что рост 2024 года — это лишь начало конца, разогрев перед дальнейшим повышением утильсбора. Его индексация, разработанная Минпромторгом, расписана до 2030 года. И за ближайшие 6 лет он действительно сможет похоронить российский авторынок.

Например, на самые популярные машины с объемом двигателя от 1 до 2 л утильсбор повысится с 300 600 рублей до 1 172 400 рублей в 2030 году. Рост почти в 4 раза. Готовы при покупке автомобиля отдавать государству сразу почти 1,2 млн рублей только за то, чтобы лучше жил АвтоВАЗ? А это и неважно. Вас никто не спрашивает. Просто так надо, и все.

Машины с двигателями объемом 1-2 л в России популярны не потому, что они такие прекрасные, а просто из-за того, что нет выбора. АвтоВАЗ традиционно выпускает маломощные моторы объемом 1,6-1,8 л, потому что в модельной линейке нет массовых крупных моделей, а большинство китайских автомобилей имеют двигатели объемом 1,5 или 2 л из-за особенностей местного налогообложения.

В остальном же мире активно используются двигатели большего объема. И речь вовсе не о премиальных немцах с их большими и очень мощными турбомоторами, которые нужны в первую очередь для того, чтобы потешить собственное эго.

До санкций в РФ были популярны автомобили Mazda с моторами объемом 2,5 л, которые отличались завидной экономичностью, Toyota по всему миру продает гибриды с силовой установкой на базе мотора объемом 2,5 л, корейские Kia и Hyundai на седаны устанавливали простой мотор без турбин объемом 2,4 л, а на кроссоверы и минивэны — дизели объемом 2,2 л. Большой объем в бензиновых двигателях позволяет реализовать экономичный цикл работы. В итоге при равной мощности большой простой мотор может быть экономичнее сложного и нагруженного маленького китайского турбомотора. Заодно и ресурс у объемных моторов, как правило, выше.

Представим себе светлое будущее: СВО рано или поздно закончится, санкции отменят или хотя бы смягчат, и на российский рынок вернутся мировые автопроизводители. Но они не смогут это сделать из-за утильсбора.

Утильсбор на автомобили с двигателем от 2 до 3 л за 6 лет вырастет с 844 800 рублей до 3 295 000 рублей! Фактически это полный запрет на импорт машин с моторами от 2 до 3 л.

За авто с моторами от 3 до 3,5 л (это не обязательно премиум-класс, в Корее, например, мотор 3,5 л устанавливают на семейный минивэн Kia Carnival) придется заплатить 3 783 400 рублей вместо 970 000 рублей, за машины с объемом мотора более 3,5 л — 4 817 800 рублей вместо 1 235 200 рублей.

Какие иномарки в России пострадают первыми из-за нового утильсбора

Но сейчас официально машин с моторами объемом более 3 л на отечественном рынке нет. А вот в категории от 2 до 3 л есть, и это первые кандидаты на вылет.

Недавно в России презентовали новый рамный внедорожник Haval H9 — простая утилитарная машина. Раньше автомообили подобного класса продавались в РФ в основном с дизельными двигателями: они тяговитые и экономичные. Но вот незадача: в России Haval H9 продается либо с бензиновым турбомотором объемом 2 л, либо с дизельным мотором 2,4 л. Уже сейчас дизельная версия, хотя она медленнее разгоняется, стоит на 500 тыс. рублей дороже бензиновой. Это примерно соответствует разнице в утильсборе до 1 октября 2024 года. После 1 октября разница в утильсборе составляет 1 млн рублей. Людей целенаправленно лишают возможности купить утилитарную машину, загоняя в рамки городских кроссоверов и гибридов. И это в России с бескрайними просторами.

Второй кандидат на вылет — это Tank 500 (технически это родственник Haval H9, только более роскошный). Самый популярный двигатель у него шестицилиндровый объемом без малого 3 л. Сегодня утильсбор на него вырос на 718 тыс. рублей (11,5% от его текущей стоимости), а к 2030 году повысится на 2 450 200 рублей. Будет разумно, если производитель в гамме оставит только версию Urban с гибридной силовой установкой на базе 2-литрового турбомотора. Усложнение конструкции есть, иных преимуществ нет.

Заплатят все, кроме АвтоВАЗа и УАЗа

Подорожание машин из-за роста утильсбора неизбежно. Как ранее выяснили «НИ», локализация иномарок в России в том объеме, которые требует Минпромторг, просто невозможна. Во-первых, отечественный рынок слишком мал и не окупит инвестиций, во-вторых, китайские власти запретили своим производителям инвестировать в РФ. А без кардинального углубления локализации даже Haval (он единственный имеет полноценный сборочный завод в России) не может претендовать на возврат утильсбора.

Вот и получается, что новые ставки сбора обойдут стороной лишь АвтоВАЗ и УАЗ. Все остальные заплатят. Резкое повышение утильсбора могло бы обрушить рынок автомобилей уже сейчас. Но власти поступили хитро, опубликовав шкалу индексации до 2030 года. Теперь люди точно знают, что на следующий год машины будут еще дороже, а значит, тянуть с покупкой нельзя.

Так случилось в 2024 году: за январь — август 2024-го в РФ банки выдали 1,1 млн автокредитов — это на 87,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. А в деньгах выдача автокредитов выросла на 97,6%, до 1,6 трлн рублей.

И чем ближе была дата повышения утильсбора, тем сильнее был ажиотаж в автосалонах. По оценке «Автостата», в августе 2024 года на покупку машин люди потратили 449,5 млрд рублей, что на 11% больше, чем в июле. Также взлет продаж фиксировался в марте, перед тем как вступили в силу новые таможенные правила, прикрывшие киргизские схемы растаможки.

Ожидание того, что завтра будет еще дороже, продолжит подстегивать продажи. Так было и с недвижимостью: казалось бы, дороже уже некуда, но народ покупал квартиры, пока была такая возможность.

Рынок новых автомобилей перестанет существовать для нижнего и среднего класса населения. Для них останутся (тоже наверняка подорожавшие) Lada Granta, Lada Vesta и ожидаемая Lada Iskra, а иномарки перейдут в категорию роскоши. В таких условиях даже Lada Aura за 3 с лишним млн рублей начинает играть новыми красками.

Подпишитесь