Posted 17 сентября, 06:42

Published 17 сентября, 06:42

Modified 17 сентября, 06:44

Updated 17 сентября, 06:44

Повышение утильсбора не учитывает интересов населения

Дешевле не будет. Как рост утильсбора взвинтил цены на авто и кто в этом виноват

17 сентября 2024, 06:42
Фото: Павел Ворожцов/ТАСС
Повышение утильсбора не учитывает интересов населения

Эксперты раскрыли истинную цель повышения утильсбора

Правительство РФ утвердило повышение утильсбора на самые популярные машины — с 1 октября 2024 года сумма вырастет в среднем на 250 тыс. рублей. Но это не поможет наладить локальное производство иномарок в России. «НИ» выяснили, зачем власти пошли на такой шаг и как он повлияет на людей.

Мария Соколова

Зачем правительство в пятницу, 13 сентября, утвердило долгосрочную шкалу индексации утилизационного сбора на легковые и коммерческие автомобили? Ведь самые популярные машины с объемом двигателя от 1 до 2 л из-за этого уже через две недели подорожают на 255,6 тыс. рублей, а к 2030 году — на 871,8 тыс. рублей.

А машины с двигателем от 2 до 3 л (в эту категорию попадает, например, привезенный по параллельному импорту простой семейный минивэн Kia Carnival со скромным дизельным мотором на 2,2 л) станут дороже с 1 октября на 718 тыс. рублей.

Ели верить Минпромторгу, то такое решение было принято на благо России и народа.

— Был сформирован подход к поэтапной индексации утилизационного сбора, который будет способствовать формированию прогнозируемых условий для принятия инвестиционных решений, реализации совместных промышленных проектов, стимулирования локализации производства на территории Российской Федерации.

Цель благая: к утилизации этот сбор не имеет никакого отношения, зато должен подтолкнуть иностранных производителей открывать сборочные предприятия в РФ, которые будут платить налоги и создавать рабочие места, за счет возврата утильсбора отечественным производителям в виде субсидий.

Китай против автозаводов в России

Но есть нюанс. Еще в июле власти Китая провели совещание со своими автопроизводителями и предостерегли их от инвестиций в Индию, Турцию и Россию из-за политических рисков. Решится ли кто-то ослушаться китайское правительство? Там это не принято.

Достоянием общественности совещание стало в день утверждения нового утильсбора — 13 сентября. Но неужели власти РФ даже не подозревали о подобных настроениях среди китайских властей?

Выходит нелепая ситуация: в России машины становятся дороже и недоступнее ради того, чтобы в стране появлялись новые заводы, но при этом строить эти заводы китайским автопроизводителям (а других в РФ и не осталось) запрещено.

Люди будут каждый год платить все больше и больше, отказываться от новых машин, но ради чего?

Управляющий партнер юридической компании «Интеллектуальная защита» Юрий Митин считает, что в Минпромторге с Антоном Алихановым во главе все прекрасно понимают.

— Ожидания, что китайские компании массово перенесут свои заводы в Россию, сложны, учитывая современные условия глобального бизнеса и международные экономические ситуации. Скорее всего, в министерстве понимают, что такие ожидания не оправдаются с учетом неприятия инвестиционной среды в стране.

Призрачная локализация

И наверняка в Минпромторге прекрасно понимают, насколько сложна локализация производства до необходимого уровня. Чтобы начать получать субсидии, хотя бы частичные, в 2024 году надо иметь локализацию на уровне 30%. Полная компенсация возможна только при локализации на уровне не менее 50%. Но заводы по щелчку пальцев не появляются.

Например, с заводом HAVAL в Туле Минпромторг заключил специнвестконтракт (СПИК) в 2020 году, и только в марте 2024-го был запущен завод по выпуску моторов. Причем без литья и выпуска компонентов — просто сборка из китайских деталей.

Если сейчас какая-то компания захочет открыть производство в РФ, то это будет сделано при самом благоприятном раскладе через несколько лет. Но уже в 2026 году полностью вернуть утильсбор можно только в случае локализации на уровне 70%. Требования к локализации ужесточаются каждый год.

Юрий Митин уверен, что такая локализация просто невозможна.

— Достижение подобной высокой степени локализации китайских автомобилей в России представляется достаточно сложной задачей. Хотя некоторые производители и начинали разрабатывать находящиеся локализованные элементы, такие как кузова, трансмиссии и системы управления, полного самодостаточного производства добиться будет непросто из-за необходимости других комплектующих, которые также производятся за рубежом.

Насколько подорожают машины после повышения утильсбора

Все имеющиеся факторы выступают против локализации китайских машин в РФ. Возвращать утилизационный сбор смогут только АвтоВАЗ и УАЗ. Для людей это станет тяжелым ударом — такой прогноз дает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

— Вероятно, из-за повышения утильсбора автомобили подорожают примерно на 10%, но это не произойдет одномоментно. В любом случае этой осенью спрос на автомобили начнет падать. Какое-то время люди будут привыкать к новым ценникам, а продажи — замедляться. Если к повышению утильсбора добавится падение курса рубля, то спрос на автомобили снизится еще значительнее.

Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев ожидает развития похожего сценария.

— Цены вырастут до 15% точно. В том числе и на марки из Китая, которые официально поставляют к нам в страну, до 10%. Производители из КНР вряд ли начнут переносить заводы в РФ, потому что последние очень долго окупаются.

Хотя генеральный директор ГК АВТОДОМ Андрей Ольховский считает, что ничего страшного не случится.

— Даже с учетом принятых изменений российским автомобилистам не стоит опасаться, что индексация утильсбора спровоцирует значительные скачки цен на автомобили, особенно собираемые в России.

Надежды на сохранение прежних цен Дмитрий Матвеев связывает с тем, что на 2024 год перед дилерами поставили завышенные планы по продажам. И хотя бы до конца года их надо выполнять.

Однако эксперт отмечает, что рынок подержанных машин также не останется в стороне от роста цен.

— Повышение цен на новые авто подстегнет спрос на подержанные машины, и цены на них тоже поползут вверх. А как поведут себя владельцы б/у авто — большой вопрос. Кто-то выставит ТС на продажу, пока это выгодно, а кто-то отложит планы по замене машины на новую. То есть нельзя утверждать сейчас, ждет ли нас увеличение предложений на вторичном рынке, но спрос на хорошие б/у авто до 7 лет вырастет точно.

Настоящая причина повышения утильсбора. Кому на самом деле все это выгодно?

Новые машины станут дороже. Подержанные авто тоже подорожают, так еще хорошие экземпляры будут разлетаться как горячие пирожки. Но новых заводов все равно не появится. Простым людям от подобных перемен точно лучше не станет. Но Дмитрий Янин поясняет, что мнение людей в этом вопросе, к сожалению, никакой роли не играет.

— Действия Минпромторга не учитывают то, насколько эти решения по сбору дополнительных денег с потребителей (повышение утильсбора) отразятся на поведении людей и приведут к сокращению спроса на автомобили. Полагаем, что выгоду от этого решения получит только АвтоВАЗ.

А Юрий Митин считает, что тут есть еще один бенефициар — государство.

— Возможно, истинной целью является попытка контроля импорта иностранных автомобилей с одновременным увеличением поступлений в бюджет в условиях экономической нестабильности.

Утильсбор может принести немалые деньги и государству, и АвтоВАЗу. По данным «Автостата», за 8 месяцев 2024 года топ-10 самых популярных марок продали в России 792 648 автомобилей, из них 511 062 — это китайские машины с двигателем объемом от 1 до 2 л. Такими темпами за год только самые популярные бренды продадут более 766 тыс. машин.

Если в 2025 году продажи останутся на прежнем уровне, то бюджет получит дополнительно почти 200 млрд рублей.

АвтоВАЗ тоже себя не обделит. Когда конкуренты становятся дороже, то почему бы и машинам Lada не подорожать? Уже сейчас завод не стесняется в России ставить на Ladа ценники выше, чем в Беларуси.

В Минске Lada Vesta в комплектации Special Edition можно купить за 45 350 белорусских рублей. По текущему курсу это 1,264 млн рублей. В Москве «Веста» в близкой комплектации Comfort стоит почти 1,545 млн рублей.

За что россияне переплачивают 281 тыс. рублей при покупке отечественной «Лады»?

Как рассказал вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр, переплачивают за отсутствие должной конкуренции.

— Для АвтоВАЗа белорусский покупатель — очень важный клиент, и он борется за место на рынке там.

Просто в Беларусь по-прежнему ввозятся в большом количестве подержанные иномарки, и они вынуждают АвтоВАЗ умерить свои аппетиты. В России же такого тормоза нет. Наоборот, Минпромторг дает АвтоВАЗу полную свободу действий в вопросе ценовой политики.

Дмитрий Матвеев отмечает, что изменения уже сказались на поведении людей: в предвкушении подорожания машины покупают даже те, кто этого делать не собирался. В итоге дилеры начали отменять скидки и спецпредложения. В связи с этим эксперт дает простой совет.

— Если здесь и сейчас есть необходимость в личном транспорте, тянуть с покупкой не стоит, дешевле точно не будет.