Posted 19 сентября, 12:14

Published 19 сентября, 12:14

Modified 19 сентября, 12:47

Updated 19 сентября, 12:47

Новый автомобиль для чиновников Lada Aura будет стоить не меньше 3 млн рублей

Lada Aura за 3 миллиона. Кого обяжут покупать это авто и за что просят такие деньги?

19 сентября 2024, 12:14
Фото: Валентин Антонов. ТАСС
Новый автомобиль для чиновников Lada Aura будет стоить не меньше 3 млн рублей

Глава АвтоВАЗа Соколов рассказал, как будут бороться с китайскими автомобилями

Стала известна цена на новую модель АвтоВАЗа Lada Aura. Машина будет стоить более 3 млн рублей! Почему так дорого и кто их будет покупать?

Мария Соколова

Когда Lada Aura была представлена в 2023 году, то ориентировочная стоимость этого автомобиля составляла 2,5 млн рублей. Теперь уже обычная Lada Vesta доходит до 2,2 млн рублей, а Lada Aura будет стоить точно больше 3 млн рублей — так утверждает глава АвтоВАЗа Максим Соколов.

Что такое Lada Aura?

Фактически это та же самая Lada Vesta, только в самой роскошной комплектации, с отделкой сидений натуральной кожей от рязанского производителя «Русская кожа» (его же продукция используется в лимузинах Aurus), с удлиненным на 25 см кузовом — весь дополнительный простор достался пассажирам, находящимся на заднем сиденье.

Сам Максим Соколов утверждает, что по комфорту для таких пассажиров Aura не уступает Toyota Camry. Если рассматривать только пространство для ног пассажиров, наверняка так и есть. А вот к остальному вопросы. Технически Aura идентична «Весте»: та же простая полузависимая задняя подвеска, та же ширина кузова, тот же мотор 1,8 л на 122 л. с. и та же трансмиссия с китайским вариатором. До Camry c широким кузовом, независимой подвеской и моторами от 2 до 3,5 л еще очень далеко.

Кто будет покупать Lada Aura?

На частных покупателей Максим Соколов особо не рассчитывает. Основные клиенты, по его мнению, — это госорганы, которые по закону имеют право покупать только отечественные машины, и таксопарки. Для последних должны сделать версию с более простой комплектацией.

Однако у госорганов есть масса способов уклониться от покупки «Ауры». Во-первых, они могут не покупать машину в собственность, а заказать транспортные услуги у сторонней частной организации, которая вправе использовать хоть Rolls-Royce.

Во-вторых, Lada Aura не единственный формально отечественный автомобиль в этой ценовой категории. В конце прошлого года МВД для нужд ДПС закупило большую партию собираемых в Туле китайских кроссоверов Haval F7, оснащенных полным приводом и турбомотором объемом 2 л. Каждая машина без учета переоснащения под нужды службы обошлась в 2,9 млн рублей. «Ауре» такая техника пока и не снилась. Производитель даже не поленился заменить шильдик Haval на ДПС на решетке радиатора.

Сейчас вышел Haval F7 нового поколения: это крупная машина (по длине сравнима с «Аурой»), с турбомотором на 150 л. с. и шестью подушками безопасности в базовой комплектации. Цена — от 2,7 млн рублей.

А прямо у дилеров Lada можно найти кроссовер Xcite X-Cross 7, который с минимальной локализацией собирают в Санкт-Петербурге. Независимая подвеска, турбомотор мощностью 147 л. с., просторный салон, с которым люди успели познакомиться в такси класса «Комфорт+». Разве что вместо натуральной кожи будет кожзам. И все это за 2,7 млн рублей без учета скидок.

Это одни из самых популярных моделей. А так калининградский «Автотор» занимается сборкой машин еще семи марок, в том числе седанов Baic U5 Plus и Kaiyi E5. Они будут поскромнее «Ауры», но и цена от 2 млн рублей.

Почему Lada Aura такая дорогая?

Судя по тому, что в Беларуси, где продается много пригнанных подержанных иномарок, Lada Vesta на 22% дешевле, чем в России, цена в первую очередь обусловливается конкурентной средой.

А она в скором времени станет для АвтоВАЗа очень благоприятной: с 1 октября начнет действовать повышенный утильсбор. Максим Соколов этому очень рад.

— Мы, конечно, рады принятию решения о поэтапном увеличении сбора и выражаем признательность правительству и Минпромторгу.

Без этого китайский автопром, по мнению Соколова, представляет серьезную угрозу национальной промышленности.

— Сейчас мы видим, что идет мощное давление со стороны уже не мирового, а конкретно китайского автопрома. И это может быть гораздо опаснее. Китай сфокусирован на захвате мирового потребительского рынка в области автомобилей, но и не только.

Но почему бы просто АвтоВАЗу не побороть китайцев в честной конкурентной борьбе? Можно вспомнить шутки о том, что в Тольятти «место проклято», о чрезмерных аппетитах АвтоВАЗа (могут же в Беларуси продавать дешевле). Но есть еще и другие факторы, от которых никуда не деться.

Первый — это высокая ключевая ставка в России. Кредиты АвтоВАЗ может брать в лучшем случае под 21% годовых (ключевая ставка 19% плюс 2 п. п.). От этого и развитие производства выходит дорогим, и нет возможности без ущерба для собственной прибыли предлагать покупателям кредиты по сниженным ставкам.

АвтоВАЗ предлагает взять кредит на «Весту» под 21,4% годовых. В Китае ключевая ставка составляет 3,35-3,85%: капитал китайским производителям обходится гораздо дешевле. Это упрощает и модернизацию производства, и дает возможность создавать собственные кредитные программы. Haval при первоначальном взносе от 60% на 12 месяцев готов давать фактически беспроцентную рассрочку — ставка 0,01% годовых. Двухлетние программы начинаются от 10,9% годовых.

ЦБ повышает ключевую ставку, чтобы бороться с инфляцией, но тем самым провоцирует только рост цен.

К тому же китайские производители пользуются обширной господдержкой, добавляет Соколов.

— Я разговаривал с руководителями многих китайских компаний, и они говорили, что около 80% инвестиций на создание таких мощностей с уровнем роботизации свыше 90% они получили от государства, от федеральных властей Китая, от региональных или даже от муниципальных.

С китайской поддержкой автопрома борются во всем мире. США ввели импортную пошлину в 100% на китайские электромобили, а Еврокомиссия провела расследование и выяснила, какие производители пользуются господдержкой в большей степени, а какие в меньшей. В итоге дополнительная пошлина для машин BYD составит 17,4%, для Geely — 19,9%. Для всех остальных, кто сотрудничал с европейскими властями, — 20,8%, кто не сотрудничал и для SAIC — 37,6%.

Очень похоже на повышение нашего утильсбора, только там никто не прикрывается мнимой утилизацией и локализацией, а открыто защищают отечественного производителя. Второй нюанс — и в Европе, и в США есть широкий выбор машин других марок не из Китая. А в России остается только АвтоВАЗ и УАЗ, которые не могут закрыть все рыночные ниши и навязать друг другу конкуренцию.

Получается, что в нашей стране сложилось сразу несколько факторов, которые делают машины дорогими. Это и нежелание производителей снижать цены, и экономическая политика государства. Поэтому Лада за 2–3 млн рублей неизбежна. А если кто-то не захочет их покупать — заставят. Маским Соколов рассчитывает на принятие законопроектов, которые будут устанавливать степень необходимой локализации машин для закупок в такси, для госорганов и госкомпаний.