Posted 30 октября, 06:44
Published 30 октября, 06:44
Modified 30 октября, 06:54
Updated 30 октября, 06:54
Мария Соколова
«АВТОСТАТ» приводит удивительную статистику: японская Toyota вот уже третью неделю подряд прочно держится в топ-10 самых популярных марок в нашей стране. Только за неделю с 21 по 27 октября было продано 753 автомобиля. Это восьмое место рейтинга!
Toyota по продажам обогнала китайские бренды Omoda и EXEED. На очереди быть съеденным — китайский Jetour, продавший 782 автомобиля.
Но как же уход привычных производителей из РФ в 2022 году? Оказывается, японцы тогда схитрили. Ушли, да не ушли. Они выставили на продажу завод в Санкт-Петербурге, весной закрыли сделку с ФГУП «НАМИ». Причем договор купли-продажи не предусматривает опциона на обратный выкуп. Казалось, что ушли с концами.
Но продажу имеющихся на складах автомобилей Toyota не прекратила и до сих официально присутствует в России — формально продает по несколько машин в месяц. Так, в июле она отчиталась о продаже пяти автомобилей. Сомнительный бизнес.
Но, если зайти на официальный сайт Toyota в России (принадлежит ООО «Тойота Мотор»), то раздел «автомобили в наличии» вовсе не пустует и предлагает приобрести совсем новенькие машины без пробега у официальных дилеров. Ощущение, что сработала машина времени и мы попали на три года назад.
Но схема простая: дилеры по параллельному импорту завозят новые автомобили из Китая и продают их наравне с подержанными. С одной стороны, покупаете новую Toyota у официального дилера, как раньше, но по документам схема совсем иная. Благо японский производитель поставляет на большинство рынков одни и те же модели с минимальными отличиями. Они могут сводиться только к шильдикам с иероглифами на багажнике и особенностям комплектаций.
Модельный ряд, представленный у официальных дилеров, выглядит вполне привычно и не поражает невиданной экзотикой. Основу предложения составляют Toyota Camry, Toyota RAV4, Toyota Land Cruiser и Toyota Land Cruiser Prado.
Поскольку единых поставок нет, то цены могут сильно разниться от дилера к дилеру. Привычный россиянам кроссовер Toyota RAV4 стоит в среднем 4,8 млн рублей без учета скидок за trade-in и кредит.
За эти деньги получите простой двухлитровый мотор мощностью 171 л. с., вариатор и полный привод (да это просто оплот консерватизма на фоне переднеприводных «китайцев» с маленькими турбомоторами!). За безопасность отвечают семь подушек безопасности и целый комплекс электронных ассистентов, которые помогут остановить машину и избежать аварии.
Заметное отличие от машин, которые официально поставлялись в РФ, — это ЖК-дисплей вместо настоящих стрелок на приборной панели и новая мультимедийная система, которая своей графикой больше не напоминает восьмибитные игровые приставки начала 90-х годов.
За эти деньги китайский автопром предлагает более крупные, мощные и лучше оснащенные машины: любимый народом Geely Monjaro с двухлитровым турбомотором на 238 л. с., традиционным «автоматом», полным приводом, тремя дисплеями и богатой внутренней отделкой, семиместный Jaecoo J8 и богато оснащннный EXEED RX c моторами на 245 л. с. А кто хочет универсальный автомобиль, подходящий для любых дорог, может взять рамный внедорожник Tank 300 с мотором на 220 л. с. и традиционным «автоматом».
Toyota Camry в России приобрела репутацию автомобиля для такси в классе «Комфорт+» и как автомобиль для чиновников. Комфортно, надежно, скромно и, как ни парадоксально, даже статусно (спасибо госзакупкам).
В продаже еще есть машины прошлого поколения 2022–2023 годов выпуска с моторами 2–2,5 л за 4,2–4,3 млн рублей. Но, судя по мощности (178 и 209 л. с. соответственно), это не старые запасы с петербургского завода, а результаты параллельного импорта. Автомобили отечественной сборки были слабее, мощность подгоняли под действующие в РФ налоговые ставки.
Ничего особого в таких авто не найдете. Из интересного можно отметить люк в крыше и адаптивный круиз-контроль.
Toyota Camry нового поколения (2024 г. в.) будут стоить уже 4,6-5,4 млн рублей в зависимости от салона и комплектации. Кузов остался без больших изменений, но такие машины отличает более современное внешнее оформление и новый более лаконичный интерьер с двумя дисплеями. А главное — на смену привычному мотору 2,4 л пришла гибридная установка на 197 л. с.
Глава АвтоВАЗа Максим Соколов утверждает, что Lada Aura комфортнее, чем Camry, за счет большего пространства для ног задних пассажиров. Но в остальном растянутая Vesta уступает японцу примерно во всем. Место Toyota в столичном такси заняли китайские FAW Bestune B70. Мотор поменьше — 1,5 л на 160 л. с., но есть все необходимое — четыре подушки безопасности, светодиодные фары, электропривод сидений с комбинированной отделкой, система кругового обзора и т. д. Но главное — цена. Эти машины без учета скидок продают чуть дороже 2,5 млн рублей. В два раза дешевле Toyota.
А недавно на российском рынке появился еще один конкурент — Geely Preface. Примечательно, что этот седан создан на платформе CMA от Volvo. Она уже хорошо себя зарекомендовала на Geely Monjaro. Оснащен Preface двухлитровым турбомотором на 200 л. с., семиступенчатой роботизированной коробкой передач, шестью подушками безопасности и массой сервисной электроники. На Geely надо закладывать бюджет порядка 3 млн рублей.
Лайфхак для любителей Toyota, потому что она не ломается и не теряет в цене на вторичном рынке: покупаете «китайца» на 2 млн рублей дешевле, свободные деньги кладете в банк на два года примерно под 18% годовых и через два года забираете 2,84 млн рублей. Доход по процентам покроет возможные риски по ремонту автомобиля и потере стоимости, плюс у вас на руках остаются свободные 2 млн рублей и автомобиль аналогичного класса.
Рамные внедорожники Toyota в России окутаны неповторимой аурой легендарности. Пускай их внедорожный потенциал большинство владельцев не использует даже на десятую часть, пускай каждый день при езде в городе и асфальтированным трассам приходится мириться с тяжестью, валкостью и неповоротливостью настоящего вездехода, зато в определенных кругах Land Cruiser — это показатель статуса, подкрепленный легендами о непревзойденной надежности.
Такие стереотипы позволяют продавцам устанавливать на эти машины поистине заоблачные ценники. Цены на скромного работягу Toyota Land Cruiser Prado (это его привычное название, но верное название в новом поколении — Toyota Land Cruiser 250) только начинаются с 9,5 млн рублей в лучшем случае.
За эти деньги получите маломощный бензиновый мотор объемом 2,7 л на 163 л. с. (почти как у «УАЗ Патриот») и салон с маленькими экранчиками и заглушками вместо возможных кнопок. Хорошие комплектации идут примерно за 12 млн рублей.
За Land Cruiser 300 придется отдать и вовсе умопомрачительные 14–18 млн рублей. Надо быть большим фанатом марки, чтобы платить такие деньги, ведь китайский внедорожник Tank 500 с турбомоторм V6 на 300–350 л. с. и роскошным салоном стоит 6,4–7,2 млн рублей. По размерам он попадает как раз между двумя версиями Land Cruiser.
А за премиум у Tank отвечает модель 700: можно выбрать базовую комплектацию с бензиновым мотором на 354 л. с. и пружинной подвеской, а можно взять гибрид на 517 л. с. с пневмоподвеской. В любом случае вы получите салон, целиком обшитый нежной натуральной кожей, и отделку настоящим алюминием — никакого пластика и заменителей.
Консервативная (зачастую просто устаревшая) конструкция Toyota и былая популярность с уникальной ликвидностью на вторичном рынке делают свое дело. Японские машины (некоторые модели собраны в Китае) оказались в разы дороже китайских аналогов. Однако же народ все равно их активно берет.
Снизить популярность Toyota в России может разве что инициатива законодателей, которая предусматривает запрет для дилеров продавать машины, оформленные на физические лица, именно так часто растаможивают «параллельные» автомобили.