Posted 24 октября, 17:03
Published 24 октября, 17:03
Modified 24 октября, 17:05
Updated 24 октября, 17:05
Мария Соколова
Корабль Crew Dragon с американскими астронавтами Мэттью Домиником, Майклом Барратом, Джанетт Эппс и российским космонавтом Александром Гребенкиным должен был отправиться на Землю еще 8 октября 2024 года. Но возвращение домой началось только сегодня — 24 октября. А посадка корабля в воды Атлантического океана у берегов Флориды запланирована на 25 октября.
Проблемы людям на МКС создал ураган Милтон: никто не хотел рисковать жизнями космонавтов. И хоть ураган завершился 10 октября, неблагоприятные погодные условия сохранялись до 23 октября, когда было получено разрешение на расстыковку.
В итоге так сложилось, что на МКС оказались сразу два застрявших экипажа.
До недавнего времени застрявшие на орбитальной станции люди были редкостью. Можно вспомнить, как в 1991 году космонавт Сергей Крикалев задержался на станции «Мир» на второй незапланированный пятимесячный срок из-за того, что на Земле после распада СССР буксовала подготовка нового экипажа. Но тогда Сергей Крикалев добровольно дал согласие на незапланированное пребывание в космосе. Второй член экипажа — Анатолий Арцебарский вернулся домой в назначенный срок.
А в 2021 году бортинженер Петр Дубров не смог вернуться на Землю 17 октября, как это было запланировано изначально. Тогда из-за съемок фильма «Вызов» пришлось освобождать места для актрисы Юлии Пересильд и режиссера Клима Шипенко. В итоге Дубров просидел на МКС лишние почти 4,5 месяца и вернулся на Землю только 30 марта 2022 года.
Прямо сейчас на МКС находится экипаж, который поставит рекорд по времени задержки возвращения на Землю. 6 июня 2024 года астронавты Сунита Уильямс и Бутч Уилмор отправились в недельную миссию на новом корабле Starliner от Boeing. Но это оказался провал: в полете было зафиксировано пять утечек гелия и отказали пять двигателей.
Starliner все-таки сумел благополучно приземлиться в сентябре 2024 года, но в беспилотном режиме. Бутч и Сунита остались на МКС ждать возвращения на Crew Dragon Илона Маска в феврале 2025 года. Вот так одна неделя в космосе превратилась для астронавтов в восемь месяцев. А ведь они уже не молоды: Суните Ульямся 59 лет, а Бутчу Уилмору — 61 год. Они летали в космос еще на американских «Шаттлах» в 90-е годы.
Boeing же оказался как никогда далек от регулярных полетов на МКС. В 2019 году, в первом испытательном полете, Starliner из-за сбоя автоматики израсходовал все топливо и не смог достичь МКС, в 2022 году во время второго полета произошло несколько сбоев, включая отказ двигателя маневрирования, а третий испытательный полет с людьми на борту чуть не закончился катастрофой. Теперь NASA разрабатывает новую систему сертификации этого корабля. Когда будет дано разрешение на следующий настоящий полет — не известно, а ведь Boeing еще в 2014 году получил аванс на $4,3 млрд на доставку людей на МКС.
Но это все случаи, выходящие из ряда вон, однако в последние несколько лет задержки возвращения на Землю из-за плохой погоды стали обычным делом.
В 2022 году корабль Crew Dragon Endeavour должен был вернуть на Землю профессионального астронавта из США и еще троих космических туристов. Вся миссия была рассчитана на 11 суток. Но из-за сильного ветра в месте посадки экипаж пробыл на МКС 15 суток. В марте 2023 года из-за плохой погоды не смог вовремя отправиться на Землю корабль Crew Dragon, в экипаже которого была Анна Кикина. Тогда задержка составила одни сутки.
Теперь же экипаж Crew Dragon пробыл на орбите лишние 16 суток. Задержка — это всегда неприятно. Во-первых, может быть нарушен график научных исследований, у некоторых образцов биологических исследований, которые необходимо вернуть на Землю, есть свой срок годности. К тому же, как отмечает научный журналист Михаил Котов, любая задержка — это масса дополнительной работы.
— В голове не укладывается сколько раз ребята поместили все необходимое в корабль и снова вернули на станцию. Каждая задержка — это нервы, лишняя подготовка и усложнение.
Раньше такого не было, потому что основным средством доставки людей были российские корабли «Союз» — они приземляются в степях Казахстана, где погода редко преподносит сюрпризы.
А Crew Dragon садится на воду. Шторм или сильный ветер — обычное дело в океане. Неужели Илон Маск в чем-то просчитался и сделал неправильно? Однако изначально планировалось, что корабли SpaceX будут садиться на твердую Землю, используя реактивные двигатели. Испытания подобной системы начались в 2014 году.
Однако для регулятора — Федерального управления гражданской авиации (FAA) такая схема показалась слишком сложной и опасной (это уже после посадки первых ступеней Falcon Heavy на реактивной тяге, эта система стала нормальным явлением). И в 2017 году Маск был вынужден отказаться от этой схемы из-за сложности и дороговизны сертификации в пользу классической схемы, которую США применяют с 60-х годов прошлого века: корабль спускается на парашютах и садится на воду.
Надежно, безопасно, комфортно (у «Союзов» в нескольких метрах над землей срабатывают тормозные реактивные двигатели — получается неприятный удар), но очень многое зависит от погоды.
Теоретически, у SpaceX есть варианты по выбору места посадки. Ранее компания согласовала шесть возможных точек приводнения. Три из них находятся в Атлантическом океане у восточного побережья Флорида, еще три — в Мексиканском заливе вдоль западного побережья Флориды. Расстояние между самой западной и самой восточной точками — порядка 700 км. Так что выбор есть.
Но нельзя просто взять и посадить космический корабль где попало. По правилам NASA людей из него надо забрать в течение одного часа. Для эвакуации космических кораблей и людей у SpaceX есть два идентичных судна: Megan и Shannon. Даже если меняется точка посадки, спасательное судно должно добраться до этого места вовремя. Shannon, по данным системы мониторинга за судами marinetraffic.com, в настоящий момент стоит в порту на мысе Канаверал — это восточное побережье. А вот Megan с 20 октября ожидает космический корабль у побережья Пенсаколы — это самая западная из возможных точек посадки.
Похоже, что SpaceX и NASA решили, что будет проще подержать людей на МКС, чем менять планы по посадке и гонять спасательные корабли вокруг Флориды.
Кстати, при создании пилотируемых космических кораблей, инженеры всегда закладывают возможности посадки на воду — мало ли что пойдет не так. Такие прецеденты уже были. В 1976 году корабль «Союз» из-за отказа системы автоматической стыковки не смог приблизиться к станции «Салют». Топливо и воздух были на исходе — пришлось срочно совершать незапланированную посадку на Землю. Перелет от расчетной точки посадки составил 121 км — корабль попал в озеро Тенгиз, причем люк оказался под водой — космонавты оказались заблокированы. Ситуации осложняли метель, 20-градусный мороз, ледяные заторы и… забытые в городе лодки.
Спасательная операция завершилась только спустя 12 часов. Тогда, что интересно, в экипаже корабля был первый в мире водолаз-космонавт Валерий Рожественский, попавший в космонавты из офицеров Военно-Морского флота, где он служил водолазом-спасателем.
Новый корабль «Орел», который Роскосмос наконец-то показал в полусобранном виде, рассчитан на пребывание в воде до 48 часов.
Возвращение домой из космоса — непростая задача, и тут всегда приходится идти на компромиссы. Boeing долго разрабатывал и сертифицировал посадку корабля Starliner на сушу с помощью больших надувных подушек, но что толку, если все равно аварии в космосе случаются одна за одной? Crew Dragon может задержаться на орбите из-за неподходящих погодных условий, зато выполняет свои задачи без сбоев и замечаний.