Posted 26 сентября, 06:38
Published 26 сентября, 06:38
Modified 26 сентября, 08:54
Updated 26 сентября, 08:54
Мария Соколова
Илон Маск сейчас заполняет собой почти все новости, связанные с космонавтикой, особенно частной. Неудивительно: с начала 2024 года SpaceX совершил 92 пуска ракет Falcon 9 и один раз — Falcon Heavy. То есть одна частная компания осуществила более 52% от всех космических запусков в мире в этом году. Так еще теперь идет подготовка к марсианской миссии — на стартовой площадке ожидает разрешения на пятый испытательный полет невероятный Starship.
Но вот в США на мысе Канаверал ведет подготовку к пуску ракеты New Glenn его конкурент — компания Blue Origin миллиардера Джеффа Безоса (основатель Amazon). Вчера прошли огневые испытания двигатели второй ступени, а пуск всей ракеты должен состояться в начале ноября 2024 года.
Как ни странно, но Джефф Безос основал Blue Origin на 2 года раньше, чем Илон Маск — SpaceX. Все началось еще в 2000-м.
Вот только Безос сразу пошел иным путем. Маск в начале своей карьеры открывал, развивал, а потом продавал компании в сфере IT и финтеха. В 1999 году он за 307 млн долларов продал компанию Zip2, занимавшуюся разработкой ПО, а в 2002-м — платежный сервис PayPal гиганту онлайн-торговли eBay за 1,5 млрд долларов. Этот капитал позволил ему с головой погрузиться в новые стартапы. В 2002 году первенцем стал SpaceX, а в 2004-м — Tesla.
Джефф Безос, наоборот, никогда не отстранялся от своего основного детища — Amazon, который превратился в крупнейший мировой маркетплейс. И развитие Blue Origin шло своим собственным неспешным путем. Пока SpaceX неустанно доводил до совершенства ракеты серии Falcon, Blue Origin провела испытания некоторых макетов с двигателями и сразу сконцентрировалась на разработке ракеты New Glenn тяжелого класса.
Blue Origin сейчас известна в основном за счет ракеты New Shepard — это небольшой аппарат, который просто подбрасывает на высоту в 105-110 км над поверхностью Земли туристов и приземляется обратно. Вывести груз на орбиту она неспособна.
Тем удивительнее сейчас звучат новости о готовности New Glenn. Ее разработка ведется с 2012 года, и многие уже успели забыть о ней. Однако она может сильно удивить.
New Glenn — это большая и мощная ракета. На низкую околоземную орбиту она может вывести 45 тонн груза. Это больше, чем Falcon 9 (17,4 тонны при возврате первой ступени) и «Ангара-А5» (24,5 тонны), но меньше, чем Falcon Heavy (63,8 тонны). В Blue Origin говорят, что под носовым обтекателем могут поместиться три школьных автобуса.
И это очень современная ракета. Первая ступень должна возвращаться точно так же, как у Маска, — на плавучую платформу. К тому же ее двигатели BE-4 работают на жидком метане. Считается, что это самое экологичное топливо, к тому же оно упрощает повторное использование двигателей. Метан также используют двигатели Starship. Роскосмос тоже пытается быть в тренде: на метане должна будет летать перспективная ракета «Амур-СПГ».
Разработка ракеты Безоса велась без лишнего шума. Но вот в марте 2024 года на космодроме она впервые была собрана и установлена на стартовом столе, в августе был отработан захват вернувшейся ракеты краном в порту Канаверал, а теперь успешно прошли огневые испытания двигателя второй ступени и идет подготовка к настоящему пуску.
В космической индустрии есть негласное правило: первый испытательный пуск ракеты должен пройти с макетом полезной нагрузки — проще говоря, тяжелой болванкой, имитирующей спутник или космический корабль.
Так, с болванкой в апреле 2024 года с Восточного полетела «Ангара-А5», а Илон Маск при первом запуске Falcon Heavy отправил в космос автомобиль Tesla Roadster, в котором сидел манекен в скафандре. Все понимают, что при первом пуске пойти не так может все что угодно. Если штатно отработает первая ступень — уже хорошо, если вторая или третья ступень вывезут груз на орбиту и он не упадет на Землю — вообще отлично, а если уж болванка окажется на расчетной орбите, то это просто праздник.
Но Джефф Безос, похоже, очень уверен в своем творении. Настолько, что смог и других убедить в беспроигрышности варианта. При первом же пуске New Glenn будет нести в себе космический аппарат Photon, который должен исследовать магнитосферы Марса в рамках проекта ESCAPADE.
По космическим меркам это недорогая программа — всего лишь 79 млн долларов. Обычно стоимость марсианских программ оценивается миллиардами долларов. Вероятно, Безос за этот пуск не возьмет с NASA ни копейки.
Но отправка аппаратов на Марс — это сложная задача. Во-первых, требуется очень большая точность. Tesla Илона Маска тоже должна была улететь к Марсу, но Falcon Heavy промахнулся. Во-вторых, у Blue Origin очень мало времени на пуск ракеты. Подходящее для полета на Марс время случается раз в 26 месяцев — иначе Красная планета будет слишком далеко от Земли. И вот 10 октября открывается трехнедельное окно для полета на Марс.
То есть у Blue Origin нет возможности откладывать пуск. В октябре они уже не успевают все подготовить — летом во время испытания были разрушены два образца второй ступени, предназначенных для полета. Остается только несколько дней в первых числах ноября.
Уверенности придает только тот факт, что двигатели BE-4 собственной разработки уже доказали свою работоспособность делом. Их используют в составе ракеты Vulcan от United Launch Alliance (ULA). Ранее ULA закупала двигатели у российского «Энергомаша», но из-за санкций перешла на двигатели Безоса.
Илон Маск просто уничтожил всех конкурентов в первую очередь за счет низкой цены: пуск Falcon Heavy оценивается в 62 млн долларов, а Falcon Heavy укладывается в 100 млн долларов.
Ходят слухи, что запуск New Glenn будет стоить 68 млн долларов. То есть стоимость вывода на орбиту 1 кг груза у Безоса будет в два с лишним раза меньше, чем у Маска. Конечно, Маск не стесняется делать наценку на каждый пуск порядка 30 млн долларов, но все равно пока с трудом верится в то, что Blue Origin сможет удержать такие цены.
SpaceX добились низкой себестоимости за счет массового производства Falcon 9. Сможет ли New Glenn стать таким же массовым? Вряд ли. Две трети ракет Falcon 9 выполняют заказы самого Маска и выводят на орбиту спутники связи Starlink. У Джеффа Безоса пока нет планов по созданию собственной орбитальной группировки из тысяч спутников — придется ориентироваться только на коммерческие заказы.
И здесь появляется вторая проблема: в настоящий момент сторонним заказчикам не нужны такие большие ракеты. Спутники становятся меньше и легче. Возможности New Glenn понадобятся либо для запуска больших геостационарных спутников, либо для межпланетных программ, либо для вывода на орбиту модулей орбитальных станций. Или же придется собирать заказы от множества клиентов, которых устроит и дата запуска, и наклонение орбиты — нельзя одной ракетой вывести спутники, которые должны летать в разные стороны.
Проект от Blue Origin очень интересный и максимально амбициозный. Если все пойдет по плану и New Glenn начнет регулярно летать, то это как минимум будет сдерживающим фактором для SpaceX. Маску придется 10 раз подумать, прежде чем повышать цены на свои услуги, даже если реальный ценник от Blue Origin окажется в 1,5 раза больше ожидаемого.
Для развития космонавтики в целом подобная конкуренция — это однозначное благо. Но вытеснить с рынка SpaceX у Безоса вряд ли получится — компания Маска находится уже на совершенно ином уровне развития и прекрасно понимает потребности и возможности заказчиков. Ну, а Роскосмос и вовсе оказался чужим на этом празднике жизни — ничего подобного в России не разрабатывают.