Posted 25 марта, 13:55
Published 25 марта, 13:55
Modified 25 марта, 13:57
Updated 25 марта, 13:57
Анна Скудаева
В последние годы замещение импортных товаров на отечественных рынках нередко называют вопросом национальной безопасности. Особенно остро проблема стоит в высокотехнологичных сферах, где доля импорта традиционно была высокой.
Но в последние месяцы при анализе торговых потоков эксперты выявили поразительный факт: в то время как объем ввозимых в страну товаров падает, доля иностранных товаров на отечественном рынке растет.
Так, по данным аудиторско-консалтинговой сети «Финэкспертиза», по итогам отчетов 10% крупных оптовых компаний, доля импорта по бытовой технике (телевизоры, холодильники, стиральные машинки) подскочила до 28,7%. Доля зарубежной электроники повысилась на 4,8% и достигла 74,1%. В мебельном сегменте процент импорта увеличился за год с 33% до 47%.
Опубликованная ЦБ в январе оценка платежного баланса 2023 года указала, что Россия вступила в более трудный с точки зрения макроэкономических показателей период. Профицит счета текущих операций составил в 2023 году $50 млрд (впятеро меньше прошлогоднего), а профицит торговли — $118 млрд (снижение за год — в 2,5 раза).
В то время как доходы от экспорта в 2023 году оказались сопоставимы с предыдущими периодами, импорт 2023 года оказался на 15% выше среднего за десять лет и на 20% выше уровня 2019 года.
Комментируя эти цифры, эксперты пришли к выводу о том, что, несмотря на разговоры об импортозамещении, российская экономика в условиях СВО и санкций оказалась более импортозависимой, чем до начала спецоперации.
Этому, очевидно, способствовали и рост цен на импорт, и увеличение логистических затрат, и массированные закупки компонентов для производства в сфере ОПК.
Как пояснил «НИ» исполнительный директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко, сегодня замещение иностранных товаров может быть двух типов — это замещение китайским и другим иностранным товаром или производство в России. Последнее тоже может быть по факту лишь «переклеиванием шильдиков».
«Успешное „настоящее“ импортозамещение происходит в следующих сферах — малотоннажная химия, ИТ сфера (софт), производство упаковки, целлюлозо-бумажная промышленность, отчасти станкостроение — там, где адекватная замена поставщиков невозможна. Вполне успешно справляются группа ГАЗ и КамАЗ. Есть успехи в станкостроении. Есть, например, высокий рост производства компьютерной и электронной продукции (почти 30%), но там, надо понимать мало российских компонентов, больше сборки», — отмечает эксперт.
С ним согласен начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ», кандидат экономических наук Олег Абелев.
«Импортозамещение идет неравномерно. Есть отрасли, где оно явно выделяется, а есть отрасли, которые традиционно страдают. Тяжелее всего идет оно в тех отраслях, где исторически доля импортных комплектующих и доля импортного первичного сырья была самой высокой — это автопром, гражданский авиапром, микроэлектроника. Но и здесь постепенно процессы по увеличению отечественных источников сырья и комплектующих налаживаются», — отмечает эксперт.
По его наблюдениям, лучше всего дело обстоит в металлургическом секторе и отчасти в сельском хозяйстве, животноводстве, растениеводстве, где по ряду номенклатурных позиций произошло 100%-ное замещение.
Выводы экономиста Абелева подтверждает и Росстат. По данным ведомства, в 2023 году наибольший рост инвестиций наблюдался в производстве готовых металлических изделий, компьютеров, электронных и оптических приборов, а также электрооборудования и автотранспортных средств.
«Рост инвестиций в 2023 году связан с увеличением гособоронзаказа, одновременно развивается импортозамещение, что видно по росту, например, таких отраслей, как производство электрического оборудования, в потребительском сегменте — производство напитков», — прокомментировал ситуацию член совета директоров аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агван Микаелян.
Однако дальнейшему развитию процесса достаточно сильно мешает высокая ключевая ставка ЦБ, которая приводит к дороговизне кредитов. Как отмечает Агван Микаелян, жесткая денежно-кредитная политика «никогда не является стимулом для увеличения инвестиций». Однако и в таких условиях у многих сохраняется надежда на рост капитальных вложений в отечественном реальном секторе экономики.
Как рассказал «НИ» директор по разработке и соурсингу продукта компании Desport Антон Шведов, сейчас, несмотря на сложности с кредитами, в спортивной сфере активно расширяется производство товаров под собственной торговой маркой (СТМ). Многие из них в перспективе призваны заместить импортную линейку «Декатлона».
«Сейчас компания сотрудничает с более чем 160 российскими поставщиками, а также размещает заказы в Китае, во Вьетнаме, Узбекистане и Пакистане. В России компания выпускает под СТМ такие категории товаров, как велосипеды, одежда и аксессуары, экипировка. В краткосрочной перспективе мы планируем достичь доли продажи товаров под СТМ 50%», — сообщил Антон Шведов.
По признанию производителей, высокая стоимость кредитов сегодня очень мешает расширению производств. Когда местные поставщики сокращают кредитные линии, это неминуемо ведет к росту цен для конечного потребителя.
Сложившаяся ситуация вынуждает компании непродовольственного сектора корректировать свои стратегии — расширять географию закупок, а часть заказов переносить в дружественные страны.
«Оптимизация логистических цепочек и модификация ассортимента позволяют нам сохранять объемы производства в России. Ожидаемое бизнесом смягчение денежно-кредитной политики позволит увеличить выпуск товаров в стране под собственными марками, которые будут дешевле импортных», — отмечает Антон Шведов.
Сложная ситуация с переходом на собственные мощности складывается в полиграфической промышленности. Большая общественная дискуссия развернулась и вокруг возможностей отечественной медицинской техники, в том числе — производства аппаратов ИВЛ. Обстановка в этой сфере вызывает серьезные опасения и у врачей, и у пациентов. Многие жалуются на недофинансирование отраслей, напрямую не связанных с «оборонкой».
По признанию аналитиков, сегодня наиболее проблемными для налаживания полноценного импортозамещения остаются сложные отрасли, где было мало технологического задела и нужных мощностей.
«Это авиастроение (самолеты все время сдвигаются по срокам), легковое автомобилестроение. Процесс идет, но медленно», — делится своими наблюдениями экономист Антон Свириденко.
Он уверен, что общий принцип импортозамещения в России сегодня таков: оно идет быстрее там, где был хороший технологический и кадровый задел еще с советских времен, или там, где средняя технологическая сложность и безвыходное положение. В таких отраслях тоже получается достигать результатов.
«Но мы и не должны все заместить. Скорее речь о формировании нового контура цепочек поставок. Там есть место и китайскому и российскому товару. Главное, должно быть место конкуренции, тогда и замещение будет успешнее», — считает Антон Свириденко.