Posted 20 июля 2023, 10:11
Published 20 июля 2023, 10:11
Modified 20 июля 2023, 10:13
Updated 20 июля 2023, 10:13
Для решения Минпромторга ввести запрет на импорт иностранной медицинской техники были серьезные основания. Эта мера продиктована не только необходимостью поддержать российские предприятия и получить независимость от решений зарубежных партнеров. Совсем недавно был получен тревожный сигнал из-за рубежа. По данным независимого брюссельского издания EU-Chronicle, американский производитель медицинских изделий General-Electric Healthcare в скором времени станет практически монополистом по ввозу на российский рынок сложного медицинского оборудования. При этом Бюро промышленности и безопасности при Министерстве торговли США (BIS) включило аппараты для КТ и МРТ в перечень товаров, экспорт которых в Россию с этого момента потребует получения разрешений. На практике это означает, что основные поставщики такой техники, а именно General-Electric Healthcare (США), Siemens Healthineers (Германия), Philips medical systems (Нидерланды) и Canon medical systems (Япония), для поставки медицинского оборудования в Россию должны будут получать в своей стране экспортные лицензии на каждую позицию в контракте. Понятно, что в сложившейся непростой геополитической ситуации ожидать от таких «партнеров» можно чего угодно.
К тому же ряд игроков уже выбыл с рынка. К примеру, Philips разослал письма своим дилерам в РФ о том, что поставки томографов приостанавливаются на неопределенный срок. Корпорация Siemens перевела своих инженеров из РФ в другие офисы и практически остановила поставки в Россию готовой продукции и запчастей к уже поставленным изделиям. По данным от руководства Siemens, для получения от немецкого регулятора BAFA экспортного разрешения на поставку потребуется до 9 месяцев, что делает бесполезными любые контрактные отношения с российским заказчиком. То есть Siemens тоже выбыл с рынка поставщиков медицинской техники. Японский Canon без объяснения причин остановил отгрузки готовой продукции. Российская структура фактически распродает сформированные ранее складские запасы. А ужесточение экспортного контроля сложной медицинской продукции, введенное со стороны США, лишь закрепит такое положение дел.
На этом фоне только американские поставщики процветают. К примеру, у GE (США) все хорошо, в отличие от других участников рынка. BIS General-Electric заверила, что компания находится в тесном контакте с Министерством торговли США и договорилась, что срок получения лицензий на экспорт медицинской продукции в Россию не превысит 60 дней. GE уже сообщила своим дилерам в РФ, что сможет даже нарастить объемы, чтобы безболезненно для российского здравоохранения заместить выпадающие поставки других производителей. То есть США фактически выдавливают с российского рынка всех производителей сложного медицинского оборудования, кроме собственного, с помощью законодательной лазейки. Америка фактически монополизирует рынок. Важный и серьезный вопрос — каким образом этот единственный поставщик будет выполнять обязательства в контексте конфронтации стран. Единственное правильное решение — обезопасить Россию, сосредоточиться на развитии и применении отечественных технологий. Это касается и аппаратов ИВЛ, и другого сложного медоборудования.
Общественные деятели в России не замедлили высказать опасения в связи с происходящим.
«Защита интересов отечественных производителей не может служить ключевым аргументом в решении отказаться от импорта, когда речь идет о медицинских технологиях и фарамацевтических препаратах, спасающих жизни больных», — заявили во Всероссийском союзе пациентов. Союз поддерживает курс на импортозамещение и выступает в поддержку российского предпринимательства, но все решения, принимаемые в этом направлении, должны быть выверенными и приниматься консолидированно — с участием всех заинтересованных сторон, включая медиков и пациентов, подчеркнул председатель Союза пациентов РФ Ян Власов.
Наряду с этим представители девяти крупных благотворительных фондов выступили против введения запрета на закупку аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) зарубежного производства для государственных и муниципальных нужд. Под письмом вице-премьеру — главе Минпромторга Денису Мантурову поставили свои подписи руководители НКО «Живи сейчас», «Вера», «Кораблик», «Адвита» и другие.
По словам представителя пресс-службы Минпромторга, «финальная версия проекта будет сформулирована с учетом полученной от граждан и организаций обратной связи». Также он анонсировал встречу производителей оборудования, представителей врачебного сообщества и фондов на площадке Минпромторга, чтобы «открыто обсудить проект и обговорить все возможные вопросы».
Ограничение на закупку, по словам представителя Минпромторга, может быть распространено только на те виды аппаратов ИВЛ, которые производятся в России и успешно применяются в системе здравоохранения.
«Принятое решение может касаться только государственных закупок и не относится к частным клиникам и частным закупкам, включая приобретение аппаратов благотворительными фондами», — заявила пресс-служба Министерства промышленности и торговли.
Сенатор, врач Владимир Круглый считает общий курс на импортозамещение правильным. При этом, по его мнению, переход на отечественное оборудование должен быть постепенным. Аппараты ИВЛ — это критически важная техника, от качества работы которой зависит жизнь людей, особенно новорожденных детей с низким весом, подчеркнул Владимир Круглый.
Помимо этого, есть два важных момента, на которые обращает внимание Минпромторг.
Таким образом, запрет на ввоз в Россию коснется только тех видов аппаратов ИВЛ, которые производятся в России и успешно применяются в системе здравоохранения. Отказываться от импортных аппаратов, аналоги которых не производятся в России, никто не планирует.
Сейчас в России изготавливается до 36 тысяч единиц аппаратов ИВЛ в год. При этом среднегодовая потребность в них для государственных и муниципальных нужд оценивается в 2 700 единиц. Ключевыми отечественными производителями аппаратов ИВЛ являются АО «КРЭТ» госкорпорации «Ростех» и ООО «Тритон-электроникс», которые поставляют более 35% аппаратов от общего числа. Помимо этих компаний такое оборудование производят, как известно, ЗАО «Радиан», ООО «Хирана+», ООО «Медпром», ООО «ТМТ» и другие. По данным Минпромторга, их мощностей более чем достаточно для удовлетворения текущей потребности системы здравоохранения.
Компания «Хирана+» выпускает современные аппараты ИВЛ, наркозно-дыхательные системы и учебные тренажеры для врачей-реаниматологов, которые по качеству превосходят зарубежные образцы. Ранее эту технику изготавливали в Словакии, но сейчас компания локализовала производство в России.
При этом отечественные производители медицинского оборудования продолжают выпускать новинки. Так, компания «Реабилитик» создала единственный в стране аппаратный комплекс для дезинфекции рук с функцией измерения температуры тела и распознавания лиц для быстрого и безопасного пропуска людей в учреждения. Маленьких детей также могут обеспечить современной и высококачественной дыхательной техникой, включая модифицированные для недоношенных новорожденных с критически низкой массой тела аппараты ИВЛ. О такой готовности заявили в госкорпорации «Ростех».
У многих возникает вопрос: не коснется ли запрет на закупки госучреждениями импортных аналогов жизненно важных медицинских приборов? Как пояснили в телеграм-канале Минпромторга России, запрет на импорт коснется только тех приборов, которые уже выпускаются в России и успешно применяются в здравоохранении.
При этом в министерстве подчеркивают, что опубликованный для обсуждения всеми заинтересованными сторонами проект постановления может быть доработан с учетом мнений сообществ врачей и пациентов.
Многие забыли, как во времена пандемии коронавируса во всем мире развернулась война за комплектующие для ИВЛ. Из международной прессы стало известно, что спецслужбы Израиля за любые деньги скупали все, что возможно. Уже тогда премьер-министр Михаил Мишустин сумел предвидеть проблему и дал поручение срочно в сотни раз увеличить объемы производства ИВЛ. Задача была архисложной, но выпуск аппаратов удалось наладить в кратчайшие сроки. За это отвечал Минпромторг.
У России были и стратегические запасы, и производственные мощности, способные в короткие сроки производить крупные партии аппаратов ИВЛ. Правда, в СМИ появились истории о возгораниях этих аппаратов, но позже. Выяснилось, что они были инициированы лоббистами зарубежных производителей. Итоги же официального расследования таковы: причиной стало возгорание электропроводки, которая не менялась с 60-х годов прошлого века.