Posted 13 июня 2023,, 07:35

Published 13 июня 2023,, 07:35

Modified 13 июня 2023,, 08:04

Updated 13 июня 2023,, 08:04

Sukhoi New еще не взлетел, а Мантуров пообещал создать в России новый самолет

Sukhoi New еще не взлетел, а Мантуров пообещал создать в России новый самолет

13 июня 2023, 07:35
Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил о планах к 2028 году создать российский дальнемагистральный самолет. Все прочие планы по замене Airbus и Boeing пока не реализованы.

Екатерина Максимова

Обновленные планы российской авиации Денис Мантуров озвучил накануне открытия Международного экономического форума в Санкт-Петербурге.

«С нашими партнерами из Китайской народной республики велась работа в части широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. С учетом всех вводных со стороны западных стран, в наш двусторонний проект будут вноситься изменения», — сказал Мантуров в интервью в преддверии ПМЭФ, отвечая на вопрос о разработке российского дальнемагистрального самолета (цитата по РИА Новости).

В небо российский лайнер, по прогнозу Мантурова, сможет подняться после 2030 года. «Возможно, в промежутке 2028–2030 годов, но точно не раньше», — добавил он.

До этого заявлялось, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) совместно с Китаем занимается разработкой широкофюзеляжного лайнера CR 929. Его создание затормозилось из-за невозможности получать зарубежную высокотехнологичную продукцию. В декабре 2022 года, напомним, правительство РФ выделило ОАК почти 900 миллионов рублей на разработку CR 929.

У России уже есть ближнемагистральный самолет Sukhoi Superjet (SSJ) New, который, как обещали власти, к 2024 году должен полностью «избавиться» от иностранных запчастей (объем иностранных компонентов в Sukhoi Superjet по разным оценкам достигает от 70% до 90%).

Задача на 100% импотозаместить Sukhoi Superjet New была поставлена еще в 2022 году после введения санкций.

Как заявил в преддверии ПМЭФ Мантуров, обновленный Sukhoi Superjet New в ближайшее время все же совершит первый полет, до конца года он получит сертификат типа, который предназначен для определения эталона типовой конструкции воздушного судна. «Первый полет в импортозамещенном облике произойдет в ближайшее время», — сказал в интервью РИА Новости министр.

Эксперты в области авиации критично оценивают планы властей. Основатель международной сети экспертов AIM Group Андрей Патраков в интервью «Новым Известиям» сообщал, что сделать Sukhoi Superjet New на 100% своими силами практически невозможно. Это не может себе позволить ни одна страна в мире, даже Евросоюз или США.

«Мы часто слышали заявление и видим фактическую реализацию этих заявлений. Они не совпадают. Ни по срокам выпуска самолетов, ни по количеству. Например, тот же российский МС-21. Были планы еще в 2017 году запустить его в серию», — напоминает Патраков.

А пока представители кабмина сообщают о планах поднять в небо Sukhoi Superjet New, доработать МС-21 и создать совместно с Китаем широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет, российские авиакомпании не могут должным образом обслуживать тот же Sukhoi Superjet.

Авиаторы, оставшиеся из-за санкций без новых оригинальных французских топливных фильтров, еще с прошлого года начали повторно ставить на двигатели самолётов SSJ-100 (SaM-146) одноразовые загрязненные фильтроэлементы после их промывки авиакеросином, нефрасом и гидравлической жидкостью.

Есть и проблемы с ремонтом самого двигателя. Как напоминает тг-канал «Авиаторщина», SaM-146 требует капремонта уже после 2-4 тыс часов налета. До санкций он выполнялся в два этапа: в России на предприятии «ОДК-Сатурн» в Рыбинске и во Франции, где осуществлялся ремонт наиболее сложной, так называемой горячей части двигателя (газогенератора).

Весной 2022 года из-за санкий ЕС производитель SaM-146 — компания PowerJet (совместное предприятие французской Safran Aircraft Engines и «дочки» входящей в Ростех Объединённой двигателестроительной корпорации «ОДК-Сатурн») прекратила поставку и поддержку своих силовых установок в России, приостановив их ремонт, а также поставку в РФ запчастей и расходных материалов. Ремонтировать двигатели российского самолета сейчас приходится в Иране.

Напомним, по состоянию на весну 2022 года, пока российская авиация еще не попала под жесткие санкции, российские авиакомпании эксплуатировали 1160 пассажирских самолетов. Из них 700 находились в лизинге у иностранных лизингодателей.

Вице-премьер Юрий Борисов год назад заявил, что Россия решит проблему с заменой иностранных бортов. И к 2030 году доля самолетов отечественного производства в авиапарке перевозчиков должна вырасти до 80%. Заменить Airbus и Boeing планируют самолетами МС-21, Ту-214, Sukhoi Superjet New. Кроме того предполагается наладить выпуск самолетов Ил-114-300 объемом 70 единиц в год к 2030 году, а также «Байкал» — 154 машины и «Ладога» — 140 самолетов.