Posted 29 декабря 2022, 12:00

Published 29 декабря 2022, 12:00

Modified 29 декабря 2022, 12:06

Updated 29 декабря 2022, 12:06

Состояние российской авиации хуже, чем можно себе нафантазировать

29 декабря 2022, 12:00
Когда западные производители перестали заключать контракты на поставку запчастей для Boeing и Airbus, детали начали в буквальном смысле слова собирать по всему миру. Теперь их можно привозить даже из Африки. Вот только юридически за эту деталь на территории России ответственности никто не несет.

Екатерина Максимова, Наталья Сейбиль

Под самый конец 2022 года российский кабмин разрешил устанавливать на самолеты с российской пропиской запчасти из Африки (внесено изменение в постановление правительства  от 12 марта 2022 года). Это значит, что Boeing и Airbus, которые эксплуатируют российские авиакомпании, можно «латать» компонентами, если они узаконены правилам авиационных властей ЮАР.  

До начала СВО авиаторы сотрудничали (признавали талоны годности компонентов) только с США, ЕС, Канадой, Ирландией и Бермудами. А именно в Бермудском реестре до СВО значились более 720 иностранных самолетов, которые эксплуатировали российские авиакомпании. В мае список расширился до Таиланда, Турции и нескольких других стран. Теперь в числе партнеров России и ЮАР. 

Что  это значит - «нашпиговывать» самолеты запчастями из ЮАР и прочих стран. Это, если очень коротко, жест отчаяния. 

«Запас прочности» безопасности полетов на базе задела работы иностранных авиавластей в РФ начинает заканчиваться. В том числе и из-за давления  Росавиации на специалистов в РФ, которые работали в системе безопасности полетов Европейских или Бермудских авиавластей. Решение устанавливать на самолеты запчасти, собранные со всего мира, - это следствие паники, неразберихи, удручающей некомпетентности и простого разгильдяйства, которое можно уже квалифицировать как преступную халатность, которая ставит под угрозу  жизни пассажиров  российских авиакомпаний», - прокомментировал основатель международной сети экспертов AIM Group, авиационный эксперт Андрей Патраков. 

Герой России, заслуженный летчик испытатель РФ Александр Гарнаев назвал итоги года для российской авиации плачевными. «Ситуация развивается каждый день. Катастрофа произойдет неизбежно, потому что и состояние летной техники, и состояние летного состава сейчас гораздо хуже, чем можно было себе нафантазировать. Все ведущие мировые производители перестали заключать с российскими контрагентами контракты на поставку запчастей. Россия не может легально получать запчасти ни на американские, ни на европейские, ни на канадские самолеты, поэтому возможен только «параллельный импорт». Но это исключает гарантии производителя», - оценил Гарнаев.

Его слова на условиях анонимности подтверждает экс-чиновник из Росавиации: «В России на текущий момент полностью отсутствует нормативная база в области поддержания летной годности воздушных судов (ВС) иностранного производства. Пока авиакомпании используют требования Бермуд в отношении судов, удается  поддерживать безопасность  полетов, но с учетом санкционных ограничений нет возможности выполнить программу технического обслуживания ВС в полном объеме».

Официально, согласно решения Росавиации, сертификаты летной годности продлены для почти 600 воздушных судов, которыми пользуются российские авиакомпании. В конце декабря ведомство отчиталось, что основной этап выдачи сертификатов летной годности (СЛГ) закончен.

«Более 90% от общего количества воздушных судов, ранее зарегистрированных в реестрах иностранных государств, прошли инспекционную проверку и получили сертификаты летной годности», - официально заявили в Росавиации. Проще говоря, такие самолеты, по мнению ведомства, могут быть использованы авиакомпаниям для выполнения полетов.

Прекрасная предновогодняя новость от Росавиации, вот только  за  авиационную деталь, имеющую сертификат летной годности, выданный, к примеру, властями ЮАР, отвечают власти ЮАР, но точно не Росавиация. И по факту СЛГ от Росавиации будет африканским. 

«НИ» прямо спросили у летчика  Александра Гарнаева - стало ли уже опасно пользоваться авиатрнаспортом?  

«Могу сказать только про себя. Когда мне или моим близким необходимо куда-то лететь, я выбираю полёты только той авиакомпании, состояние дел которой я точно знаю. Более того, я могу проверить, что это за борт и какой там экипаж. Я предусматриваю возможность отказа от полёта, если у меня возникают сомнения», - ответил Гарнаев. 

«Новые Известия» подробно сообщали, что осенью международная организация ICAO прямо указала России на имеющиеся проблемы в области безопасности полетов и обслуживания судов. В «красной» зоне у России находится показатель «летная годность», за что Россия и получила «красный флажок» от ICAO. Такую метку от  международного сообщества получали только две страны - Бутан и Эритрея.

Подпишитесь