Posted 17 декабря 2021, 14:17
Published 17 декабря 2021, 14:17
Modified 25 декабря 2022, 18:14
Updated 25 декабря 2022, 18:14
Известно, что научить и научиться любому творчеству, в том числе писать романы или стихи невозможно. Если у человека есть творческие способности, то их можно только попытаться развить, да и то – творец не будет творцом, если не сделает это самостоятельно. Однако, об этом факте либо не знают, либо не хотят знать тысячи и миллионы графоманов, которые уверены: стоит взять несколько уроков у известного писателя или поэта (к примеру, Татьяны Толстой или Дмитрия Быкова, которые тоже ведут такие курсы) – и вот ты сам уже и писатель, и поэт. Эта тенденция особенно ярко проявилась с появлением социальных сетей, когда писателями возомнили себя буквально все. А поскольку спрос рождает предложение, повсеместно стали открываться самые разнообразные «литературные курсы» и «творческие семинары», в которых состоявшиеся и не очень писатели начали «учить мастерству» наивных и доверчивых графоманов. За деньги, разумеется, и иной раз за очень неплохие. Однако, новых талантов, не говоря уж о гениях, на литературном горизонте благодаря этим курсам, так и не появилось… Почему? Ответ мы уже дали в самом начале, но у этого явления есть и другие особенности, на которые обратил внимание в своей остроумной публикации известный литературный критик Константин Мильчин:
«Наверное, давно пора написать о важном. О креативном врайтинге. Нашу Тысячелетнюю Федерацию атаковала эпидемия курсов писательского мастерства и творческого письма. Известные писатели, неизвестные писатели, авторы одной книги, авторы без книг, редактора, издатели, просто жулики, короче все, кто могут оторвать ручку от бумаги и опустить ее на клавиатуру, все открывают собственные Школы Креативного Врайтинга. Зачем им это нужно? Они так зарабатывают деньги. Это в высшей степени благородная цель. Но вот зачем это нужно студентам? А еще это очень и очень вредно.
Этот пост вызвал огромное число откликов в литературной среде.
Так, критик и журналист Глеб Морев обратил внимание на социальную природу этого явления:
«Интересно, что все эти школы письма появились именно как следствие исчерпания других экономических возможностей: после коллапса медиа, переставшего, как это было в нулевые-десятые, служить кормушкой для литераторов и в ситуации отсутствия новых текстов, т. е. поводов заработать их продажей. (Я имею в виду вполне конкретные случаи.) Но наличие таких институций вполне нормально, а определение степени их жульничества некоторым образом входит в задачу потребителя…»
Поэт, издатель и ведущий литературных курсов Анна Елисеева не видит ничего дурного в этих курсах:
«Но на самом деле все верно, если всерьез считать, что на литературных курса учат и ОБЕЩАЮТ научить писать, и что после них все выпускники сразу раз - и написали сто чудовищных и половину хорошей книги.
Всерьез спорить с постом не буду, просто если почитать писательские дневники, то мало кто пишет про ЖАР и СВЯЩЕННЫЙ ОГОНЬ ХОЧУ ПИСАТЬ НЕ МОГУ КАК, зато многие - мол, ленюсь, хочу все бросить, и вообще дерьмовая книжка у меня вышла.
А что мой скепсис личный убивает - так это то, что я общаюсь со студентами и вижу их реакцию. И они черт возьми так радуются, причем не результату, а процессу, что я это и вижу целью литературных курсов - дать людям эту радость (как бы пошло не звучало). В этом плане, действительно, можно сравнить со школой рисования, или танцев, или походов на волейбол - и ничего, что не станут они все великими художниками, танцорами, спортсменами. Для удовольствия, в общем.
А у кого-то реально получается!
А еще литшколы облегчают жизнь литературным критикам (есть где еще получить обратную связь, а не приставать на нонфике к бедной Юзефович), очень помогают самим писателям (финансово в том числе, и в этом нет ничего плохого!), + помогают издательствам и онлайн-проектам - качество текстов все же чуть повыше, чем в самотеке, поэтому и издательства, и онлайн-порталы в общем очень даже за совместные проекты, сотрудничество и просмотр лонглистов. Новые имена все еще нужны).»
А журналистка Ксения Крушинская уверена в их полезной миссии:
«Мне кажется, такие посты и рассуждения чисто постсоветское явление.
Только у нас есть энное количество людей, у которых регулярно подгорает от того, что кто-то, кроме Достоевского или Пелевина, пытается писать художественную прозу. Проза для этих людей нечто сакральное, к чему нельзя даже мизинцем прикоснуться, предварительно не омыв его десять раз своими слезами и кровью девственниц в полнолуние.
Но, к счастью, к 2021 году даже у нас многие уже поняли, что литература - такая же профессия, как многие другие. На литературный труд имеют право все. Книгу можно и нужно писать, просто потому что ты хочешь (ничто на свете не остановит землю - и даже без «Преступления и наказания» она продолжала бы себе вращаться вокруг своей оси).
А литературные курсы очень нужны, просто потому что помогают начать заниматься этой профессией тем, у кого есть желание.
Помогают преодолеть внутренний блок, создают среду - ну и да, ещё и учат каким-то чисто техническим вещам, если они хорошие.
Так что мне кажется, от иллюзий пора избавиться вам. Ваша священная пещера никакая не священная. Пожалуйста, отойдите от входа…»