Posted 29 сентября 2021,, 07:52
Published 29 сентября 2021,, 07:52
Modified 7 марта, 13:22
Updated 7 марта, 13:22
Датский художник-концептуалист Йенс Хаанинг своеобразно выразил свое мнение о капитализме, сообщает The Guardian.
На прошлой неделе в Музее современного искусства в городе Кунстене открылась выставка, посвященная связи между искусством и трудом. Сотрудники музея пригласили Хаанинга к участию, попросив его повторить ранние проекты, посвященные средним доходам в Дании и Австрии, в которых использовались настоящие купюры. Работа 2007 года «Средний годовой доход Дании» представляла собой холст, к которому были прикреплены датские кроны, а работа 2011 года «Средний доход в Австрии» – холст с евро. Для создания проекта музей отправил художнику 534 000 крон (около 80 тыс. долларов США), а также гонорар в размере 25 000 крон (около 4 тыс. долларов США). Но когда сотрудники распаковали доставленные работы, они обнаружили две пустые рамы с надписью «Хватай деньги и беги».
«За два дня до открытия выставки Хаанинг отправил нам электронное письмо, в котором сообщил, что это и есть его новая работа, – говорит директор музея Лассе Андерссон. – Мы не богатый музей. Деньги поступили из скромных резервов, предназначенных для содержания здания. Мы не можем тратить больше необходимого». По словам директора музея, в случае невыполнения контракта в январе Хаанинг обязан вернуть деньги. «Я верю, что он вернет их нам. Он уважаемый художник. В противном случае нам придется подать иск».
Однако художник заявил, что не намерен ничего возвращать: «Работа заключалась в том, что я взял их деньги. Это не воровство. Это нарушение контракта, а нарушение контракта – часть работы». По словам Хаанинга, воссоздание ранних проектов оставило бы его без средств. «Я призываю людей, у которых такие же ужасные условия труда, как у меня, поступать так же. Если они сидят на какой-то дерьмовой работе и не получают зарплату, а за то, чтобы получить работу, с них еще и требуют деньги, тогда хватайте, что можете, и убирайтесь», – сказал он датской национальной телекомпании DR.
Музей все же выставил новую работу Хаанинга. При этом сотрудники настаивают, что случившийся инцидент не был пиар-трюком. «Мы являемся платформой для искусства, мы не представляем перформансы. Я так же озадачен, как и все остальные», – говорит Лассе Андерссон.