Posted 7 мая, 07:20
Published 7 мая, 07:20
Modified 7 мая, 07:22
Updated 7 мая, 07:22
Игорь Злобин
После долгих и мучительных дебатов Евросоюз, наконец, решил, каким образом замороженные российские активы помогут Украине. Об этом заявил канцлер Германии Олаф Шольц, выступая в понедельник вечером на совместной пресс-конференции с премьер-министрами Латвии Эвикой Силиней, Эстонии Каей Каллас и Литвы Ингридой Шимоните.
«У нас в Европе есть консенсус по поводу того, что мы хотим использовать непредвиденную прибыль от российских замороженных активов…», — цитирует канцлера агентство Reuters.
По словам Шольца, страны-члены Евросоюза согласились на то, что 90% от всей прибыли, которую Европа получит от арестованных активов Центробанка России, будут направлены на военные нужды Украины. Теперь это соглашение находится в завершающей стадии утверждения, добавил Шольц и пояснил, что это будет «значительная сумма, составляющая несколько миллиардов евро в год». По подсчетам журналистов, она составит более 4 миллиардов евро.
Судьбу замороженных сразу после начала СВО российских активов западные страны обсуждают с тех самых пор, но к единому решению никак прийти не могли. В банках страны G7 находятся, как известно, российских валютных резервов на сумму около 300 миллиардов евро, из которых примерно 208 миллиардов хранятся на счетах депозитария Euroclear в Бельгии.
Сначала эти деньги планировалось использовать для восстановления украинской инфраструктуры, но в начале этого года глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предложила направить полученную от них прибыль на закупку оружия. Механизм возникновения прибыли прост: российские деньги, по предложению министра финансов Бельгии Винсента Ван Петегема, будут обложены специальным налогом, первые проценты от которого появятся уже 1 июля, если Евросоюз придет к политическому соглашению по этому поводу.
Передать деньги Украине европейцам раньше мешало отсутствие правовой основы для такого решения. Теперь же, они, судя по всему, нашли выход, при том, что Украина не перестает настаивать на передаче ей всех российских активов, заблокированных на Западе.