Индексы МосБиржи и РТС за минуту торгов обвалились на 10-10,9%, сообщает "Интерфакс".
К 10:01 индекс МосБиржи составил 2448,04 пункта (-10%) - минимум с марта 2019 года, индекс РТС -1120,63 пункта (-10,9%) - минимум с начала января 2019 года; цены большинства основных "фишек" на Московской бирже упали в пределах 17,4%.
Доллар взлетел до 72,7 рубля (+4,13 рубля).
Подешевели акции "Мечела" (-17,4%), "ЛУКОЙЛа" (-14,8%), "Газпром нефти" (-14,4%), ВТБ (-14,2%), "Сургутнефтегаза" (-14%), "Татнефти" (-13,4%), "Роснефти" (-13,4%), Сбербанка (-13%), "Газпрома" (-12,9%), АФК "Система" (-12,7%), "Магнита" (-12,6%), "НОВАТЭКа" (-12,4%), "Аэрофлота" (-11,6%), "Распадской" (-11,1%), "РусГидро" (-11%).
В США в понедельник, 9 марта, индексы рухнули более чем на 7% - максимальным темпами с 2008 года: сохраняющийся страх распространения коронавируса COVID-19 и его негативных последствий для мировой экономики усугубило решение Саудовской Аравии начать ценовую войну на нефтяном рынке, которое обрушило стоимость нефти и котировки акций нефтяных компаний.
Значения Dow Jones, S&P 500 и Nasdaq оказалось примерно на 19% ниже рекордных уровней, зафиксированных ранее в этом году. Падение индексов на 20% с достигнутых максимумов положит конец "бычьему" тренду, длившемуся 11 лет - с 9 марта 2009 года, пишет Dow Jones.
На открывшихся 9 марта торгах на Лондонской фондовой бирже акции российских компаний также попали в настоящий обвал. Депозитарные расписки на акции "Роснефти" упали на 22,5%, "Газпрома" - на 15,4%, "НОВАТЭКа" - на 11,1%, "ЛУКОЙЛа" - на 17,3%, "Татнефти" - на 19%. Капитализация металлургических компаний также падает: "Северсталь" теряет 7%, НЛМК - 12,5%, Evraz - 11,4%. Котировки "Магнита" рухнули на 17%, X5 Retail Group - на 14%, GDR на акции банка ВТБ потеряли 15,2%".
Напомним, 9 марта 2020 года доллар на международном валютном рынке FOREX стоил 72,77 рубля, курс евро достиг 83,79 рубля.
Ранее экономист и биржевой аналитик Степан Демура дал для "НИ" прогноз по развитию ситуации:
— Полагаю, что в ближайшие полгода ничего страшного не произойдёт, а вот потом будет «очень весело». Полагаю, что нынешнее падение курса рубля и цены на нефть продолжится в течение одной-двух недель, затем произойдёт коррекция на полгода. И только потом – реальное долгосрочное падение нефти и рынков. Рубль уйдёт в небеса.
О причинах текущего кризиса "НИ" рассказал экономист Игорь Николаев:
— С учётом того, что мировая экономика была готова к кризису, вопрос состоял только в том, что послужит спусковым крючком. Идеальный кандидат на роль спускового крючка нашёлся, и теперь мы видим то, что видим. Спусковой крючок именно мирового экономического кризиса – коронавирус, потому что одно из первых следствия – резкое снижение на десятки процентов спроса на нефть и нефтепродукты. Это показал Китай, это демонстрирует Европа. Если спрос так снижается, соответственно, падают цены. Мы видели динамику - уже в пятницу было около 45 долларов за баррель. Дополнительный мощный негативный стимул, который добавил падение цен на нефть – несостоявшаяся сделка с ОПЕК+.
Политолог Сергей Марков в беседе с "НИ" выразил мнение, что несостоявшееся решение по сделке ОПЕК+ является именно решением России, экономический смысл которого станет ясен чуть позже:
— Суть заключается в том, что это – решение России. Первого марта состоялось совещание Путина с нефтяниками, на котором они решили таким образом себя повести. Какова их аргументация – никто не знает. Но это – решение России. Это Россия захотела вот так обрушить цены на нефть. Какой план за этим стоит? Говорят, что это сделано для того, чтобы рухнули американские производители сланцевой нефти. Мне, правда, не очень понятно, что мы получим, если американские сланцевики рухнут. Американская нефтяная промышленность не играет главную роль в американской экономике. Американский рост от этого сильно не уменьшится. Возможно, сыграли роль отношения с Саудовской Аравией, так как Путин отказался разговаривать с наследным принцем. В чём состоит эта интрига, никто пока понять не может. Когда Путин решил вводить войска в Сирию, тоже никто не понимал. А сейчас все согласны с тем, что это был суперуспешный ход, суперуспешное решение. Это было гениальное решение. Не знаю, будет ли решение выйти из договора ОПЕК+ таким же гениальным. Пока это не ясно.