Posted 9 марта 2020, 13:59
Published 9 марта 2020, 13:59
Modified 7 марта, 14:57
Updated 7 марта, 14:57
Если цены на нефть были бы предсказуемы - можно было бы строить плановую экономику, - рассказал Дмитрий Травин (на фото) в интервью порталу sibreal.org. "Еще за неделю никто не предсказывал то, что сейчас происходит на рынке нефти. Никто не мог предсказать, что Россия после четырех лет сделки с ОПЕК вдруг ее разорвет – это было достаточно неожиданно. А после того, как сделка была разорвана, мы не могли предсказать, насколько упадет нефть – здесь сталкивается много разных факторов", - отметил он.
Резкое падение цен на нефть происходит после того, как определенная часть игроков на рынке начинает паниковать и сбрасывать нефтяные фьючерсы, но какое именно их количество охватит паника - предсказать невозможно. Также и рост цен часто происходит, когда представители разных нефтедобывающих стран и компаний выступают единым фронтом и начинают сокращать объемы добычи. И если бы все нефтедобывающие страны, входящие в подобную олигополию, придерживались единой политики и еще сумели бы привлечь к сотрудничеству американских производителей сланцевой нефти, удалось бы вздуть цены на нефть до небес, все бы они от этого только выиграли. Но уговорить всех нереально и, в данном случае, наблюдаемое падение курса рубля – очевидное следствие падения цен на нефть после выхода России из сделки с ОПЕК+.
Возвращение России за стол переговоров с ОПЕК, по мнению Дмитрия Травина, маловероятно, так как российские власти не любят признавать свои ошибки. Да и истинные масштабы падения того же курса рубля пока непонятны - торгов на Московской бирже еще не было, пока мы видим лишь реакцию рынка FOREX. "А вдруг через несколько дней паника уляжется, и цены на нефть скорректируются? Возможно, появятся какие-то сильные игроки, которые будут играть на бычьем рынке, а не на медвежьем. Это очень сложный механизм", - отметил эксперт.
Дмитрий Травин напоминает официальную позицию российских нефтяников - в ситуации, когда быстро меняется структура производства нефти в мире, подключается все больше производителей сланцевой нефти в США, сокращение добычи нефти странами ОПЕК и России приводит к тому, что все больше добычи нефти уходит к тем, кто не присоединился к этому картелю – прежде всего, к американцам. Возможно, пять лет назад, вступая в соглашение ОПЕК+, в России попросту не верили, что такое произойдет, не верили в технологии добычи сланцевой нефти, полагая, что она будет нерентабельной при ценах ниже всего 60 долларов за баррель. Но оказалось, что сланцевые технологии тоже развиваются, делая добычу все менее затратной.
От нынешнего обвала цен на нефть и курса рубля, по мнению Дмитрия Травина, проиграет в краткосрочной перспективе "условный Силуанов" - именно министерству финансов теперь придется сводить в бюджете концы с концами в новой реальности. Нефтяники же переживут даже относительно долгий период низких цен на нефть, выжидая, что производители сланцевой нефти все-таки разорятся, им народ кормить не надо. Но сильнее всего пострадают простые граждане, потребители: "Во-первых, все подорожает, во-вторых, если бюджет не досчитается доходов, каким-нибудь бюджетникам не выплатят деньги, отменят очередную индексацию каких-то выплат, не построят какой-то нужный стране объект". Но, в принципе, власти уже готовились к чему-то подобному – неспроста же при лопающейся от денег "кубышке" повышали НДС и пенсионный возраст: "то, что не доберут за счет нефти, будут добирать за счет всего народа. За счет более высоких цен, в которые НДС входит".