Posted 11 января 2020,, 08:29
Published 11 января 2020,, 08:29
Modified 7 марта, 15:10
Updated 7 марта, 15:10
В экспертных кругах ходят упорные слухи о том, что Путин в своем обращении к Федеральному собранию 15 января затронет темы падения реальных доходов и роста бедности населения страны, а системы налогообложения в стране, и, в частности, введения прогрессивного НДФЛ.
Эксперты в СМИ и социальных сетях вполне однозначно высказались по этому поводу. К примеру, популярный канал «Методичка» пишет:
«Правительство решило снизить налоги. Ну то есть как снизить – оптимизировать. Делай раз – освобождаем от НДФЛ бедных (пока что не решили, кто такие бедные – МРОТы (11 280) или прожиточные минимумы). Делай два – повышаем НДФЛ для небедных (здесь тоже возможны варианты – 16%, 20% и даже 26%).
Можно было бы в очередной раз написать, что власть уверена – народ безмолствует и снова «ничего не поймет». Как «не понял» до этого пенсионную реформу и заморозки накопительной части, повышение НДС и другие виды «налогов на воздух». Но весь 2019 год власть только и делала, что усиливала контроль за финансовыми потоками, рассылала инструкции по налоговым и казначействам. У народа иллюзий тоже не осталось. Заговорили про деньги – тикай з городу, тебе … новая мзда.
В качестве компенсации поступило предложение по налоговому вычету в 1 МРОТ (или минимум). И снова не уточняется – это за год или в месяц. Или как с уже существующим социальным вычетом – на что угодно, но не больше чем на 120 000 рублей в год. Достаточно несложно спрогнозировать, что при администрировании новой системы налогов за неизбежные ошибки будут отвечать непосредственно налоговые агенты. А налоговые инспекции с удовольствием будут перевыполнять спущенный сверху план по пеням и штрафам.
Дорогое правительство, народ чутко ценит твою заботу о себе и желает в новом году соблюдать одно проверенное правило: «работает — не трогай».
***
Сетевой аналитик Дмитрий Милин подробно и логично объясняет, почему в современной России ни в коем случае нельзя вводить прогрессивную шкалу налогообложения:
«Имея опыт жизни в России опасаюсь, что забота о бедных ограничится введением прогрессивного НДФЛ для меня лично и таких как я - высокооплачиваемых квалифицированных специалистов с "белой" зарплатой, а казнокрады, коррупционеры, "полковники МВД Захарченко" и "полковники ФСБ черкалины" никаких налогов со своих доходов как не платили, так платить и не будут. А Сечин и Миллер просто повысят себе оклады на сумму введенного прогрессивного НДФЛ.
Аргументы против прогрессивного НДФЛ.
1. Прогрессивный НДФЛ - это не налог на олигархов (которые зарплату не получают), это налог на средний класс и высококвалифицированных высокооплачиваемых специалистов, которых сейчас в России дефицит.
2. Администрирование прогрессивной шкалы НДФЛ стоит дорого, как государству, так и налогоплательщикам. В случае прогрессивной НДФЛ любому человеку имеющему более одного источника доходов надо будет подавать налоговые декларации, чтобы доказать, что в сумме его доходы не превысили порог прогрессии.
3. Прогрессивный НДФЛ это налог на честных налогоплательщиков в условиях, когда 20-30 млн работающих в «черную» и «серую» не платят либо никаких налогов, либо платят их с минимальных сумм. Кроме того, в тотально коррумпированной России с «откатов» и «взяток» налогов тоже на платят. С миллиардов наличными полковника Захарченко не был уплачено даже 13% «плоского» НДФЛ.
4. Аргумент «вон в развитых странах хорошо живут потому, что там прогрессивный НДФЛ» не корректен. Из-за того, что это развитые страны, и могут себе позволить такую роскошь, как прогрессивный НДФЛ. Когда Россия станет богатой развитой страной, тогда и можно будет вернуться к вопросу прогрессивного НДФЛ. Лет так через 20-30 в лучшем случае.
5. Россия нищая страна. Зарплату более 70 тыс. рублей в месяц получает 7,6% населения (11,1 млн). 70000 рублей это чуть больше $1000. С таких сумм или как предлагается с более, чем 500 тыс рублей в год (41 700 рублей в месяц) брать прогрессивный налог грешно. Это уровень бедности в развитых странах.
4,1% (4,1 млн) работников в России получают зарплату в размере более 100 тысяч рублей в месяц на руки (за вычетом НДФЛ т. е. 115 000 рублей).
0,9% (1,3 млн) населения России зарабатывают более 150 тысяч рублей в Москве и свыше 120 тысяч рублей в регионах.
0,37% (550 тыс) населения России зарабатывают свыше 200 тысяч рублей в месяц в Москве и свыше 150 тысяч рублей в регионах. https://tass.ru/ekonomika/6679757
Возьмем, для примера, драконовскую шкалу НДФЛ ниже 70 000 — 13%, свыше 70 000 — 20%
Посчитаем допустив, что распределение з/п между 70 000 и 115 000 линейное (что является завышением результата) т. е. средняя з/п 7 млн россиян составит 92 500 рублей. Если это превышение обложить налогом в 20% т. е. превышение существующего налога на 7%.
Получим 12,3 трлн зарплаты в год или 862 млрд дополнительного налога в год.
Возьмем менее драконовскую шкалу НДФЛ ниже 150 000 — 13%, свыше 150 000 — 30%
Со следующей страты от 150 000 до 200 000, ср. з/п 175 000 и 0,7 млн получаем дополнительно 250 млрд налога по ставке 30% (+17% с текущему НДФЛ).
Эти примерные (!!!) расчеты показывают, что смысл в прогрессивном НДФЛ имеется только в случае его массовости т. е. обложения по факту бедняков с з/п в $1000 . Повышение ставки прогрессии с 70 000 до 150 000 с учетом резкого падения числа подпадающих под эту ставку снижает выгоду в 4 раза делая повышение сборов несущественным по сравнению с доходами бюджета РФ.
6. Вводя прогрессивный НДФЛ мы "заморозим" изменения в качестве бизнес-сообщества ограничив включение в него новых предпринимателей из высокоплачиваемых наемных работников, которые те деньги, которые могли бы отложить на открытие своего дела или инвестиции отдадут в налоги, которые будут разворованы или разбазарены с корыстными целями казнокрадами и коррупционерами, которые вместо честных людей станут новыми "предпринимателями". Россия вместо честного квалифицированного труда опять простимулирует воровство из бюджета...»
***
«Россияне привыкли крайне настороженно относиться к любым реформам, исходящих сверху. Потому что все они в интересах чиновников, а не людей. Но тут — особый случай.
Суть реформы
Хотели отменить НДФЛ для малоимущих. Но как-то технически у властей получилась реформа, затрагивающая всех россиян. Каждого.
Все получают вычет из налогооблагаемой базы в размере 1,5 прожиточного минимума, а на остальную часть дохода подоходник повышается с 13% до 16%.
Простой расчет показывает, что это выгодно не только малоимущим, но большинству россиян, официально получающих до 90 тыс.руб./мес.
- Работник со средней зарплатой (50 тыс.р./мес.) получит экономию на налоге около 1,4 тыс.р., его располагаемый доход увеличится на 2,8%.
- Получающий минимальную зарплату увеличит свой доход примерно на ту же сумму, но по отношению к его маленькому доходу это будет +13%
- Получающий 200 тыс.р./мес. - понесет потери от реформы в размере 1,6% своего дохода.
Получается своеобразный возврат к системе прогрессивного подоходного налога — больше получаешь — больше ставка.
Рейтинги кремлевских сильно упали после пенсионной реформы и возвращаться назад, вверх, не хотят. Последний электоральный цикл показал, что у властей назревают очевидные проблемы с выборами — как ни мухлюй, а народное недовольство прорывается. Надо как-то задобрить народ.
Проблема с реальными доходами людей. Все же понимают, что рост этого показателя в 2019 году — результат пересчетов (подтасовок, если честно) Росстата. Отсутствие реального роста тут рано или поздно станет проблемой. Уже стало — народ полез за кредитами. И выплаты по ним уже ощутимо давят на доходы людей. Если так все пойдет и дальше — выплаты процентов и тела кредита съедят любые прибавки к зарплатам.
ЦБ «приморозил» выдачу кредитов — обвалился конечный спрос в экономике, она затормозилась. Тоже плохо. Тупик. Нужен выход на ускоренный рост доходов людей, тогда сама собой рассосется и проблема их закредитованности, а скачок конечного спроса потянет за собой ВВП.
Как разогнать рост доходов людей минимальными затратами федерального бюджета?
Конечно, реформой подоходника, который идет в региональные и муниципальные бюджеты. То есть, за их счет.
Для правительства — это отличный способ «въехать в рай на чужом горбу». И не важно, что у него на счетах лежат без дела 16,5 трлн руб. (на 1 ноября, данные ЦБР) — тратить «свои» деньги правительство не собирается. Вот «чужие» (регионов и муниципалитетов) — пожалуйста.
В итоге отличный расклад: федеральные власти — за реформу, увеличивающую доходы людей. А против нее — регионы. И Кремль с помпой «продавливает» реформу в интересах людей.
Конечно, в первую очередь, в своих интересах (рейтинга), но тут так уж отлично совпали его интересы с интересами людей - редкий случай.
Последствия
По СМИ ходит цифра стоимости реформы в 1-1,5 трлн руб. (трудно судить, насколько она справедлива, кажется завышенной). Повышение ставки НДФЛ только частично компенсирует выпадающие доходы региональных бюджетов. Да и то — в богатых субъектах — Москве, у нефтяников/газовиков. Все остальные регионы — не просто в минусе, в полном ауте. Компенсировать выпадающие доходы нечем.
А Минфин, конечно, потребует от них использовать собственные возможности — то есть задрать до максимума региональные и местные налоги: на имущество, транспортный, земельный, патенты, вмененку, торговый, курортный сборы и т.п. И это будет, скорее всего, условием его помощи регионам. И деваться губернаторам будет некуда.
Следствием реформы подоходника станет повышение налогового бремени на людей «с другой стороны», а также угнетение малого и среднего бизнеса, ужесточение налогового администрирования.
И вполне очевидное: чем выше ставка НДФЛ — тем выше доля «теневых» зарплат. То, с чем минфин боролся многие годы и придумывал множество так и не сработавших механизмов легализации доходов (патенты, вмененка, налоговые каникулы, налог на профдоход и проч.).
Прогноз
Кремль пока устами Пескова заявляет, что «предметных разговоров или решений» по реформе пока нет. СМИ пишут о череде совещаний в АП и правительстве на эту тему. Очевидно, что «политический» блок хочет продавить это решение при глухом сопротивлении «экономического». Скорее всего, продавит. Реформа будет.
Но Минфин постарается минимизировать «свои» потери. И будет давить на регионы, возможно, размер вычета снизится до 1 прожиточного минимума и т. д. - выгоды людей сократятся, эффект реформы на экономический рост тоже. Но таков уж наш Минфин — не может иначе.