Posted 4 мая, 05:54
Published 4 мая, 05:54
Modified 4 мая, 05:56
Updated 4 мая, 05:56
Юлия Сунцова
В России власти начали конфисковывать у нарушителей автомобили, амуницию, стройматериалы, инструменты, табак и прочие товары и передавать их бойцам СВО.
Поправки в КоАП, позволяющие перераспределять «конкурсную массу» в пользу российской армии, были приняты Госдумой еще 25 июля 2022 года, однако до сих пор на практике слишком активно не применялись.
Первыми в конце апреля этого года самовызвались судебные приставы.
Лидером по показателям стала Бурятия. С начала года региональная служба судебных приставов направила на нужды СВО уже 7 автомобилей водителей, осужденных за управление транспортным средством в нетрезвом виде.
«Грузовой автомобиль повышенной проходимости УАЗ-3303, рефрижератор Toyota Dyna, два кроссовера Lexus RX330, кроссовер Mitsubishi Outlander, а также внедорожники „Нива“ и Lexus GX470», — перечисляет главный судебный пристав Бурятии Пётр Ертанов.
Губернатор Алексей Цыденов, к слову, активно поддержал инициативу региональных приставов, заявив, что машины «должны идти в дело»:
«За прошлый год в республике задержано <…> свыше 1,2 тысячи водителей с признаками опьянения — повторно. Арестовано 374, конфисковано — 266 автомобилей. Сейчас у нас в стране действует нормативный акт, по которому конфискованное имущество может передаваться бойцам на СВО. Пусть машины идут в дело, пусть наши бойцы будут снабжены хорошими транспортными средствами. А водители пусть задумаются, что пьяным за руль садиться — это не только очень опасно, но и накладно», — заявил глава Бурятии.
Ранее об изъятии трех автомобилей в пользу СВО сообщало Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю. Они передали Министерству обороны три автомобиля, конфискованные у владельцев также за пьяную езду, в том числе у злостного нарушителя из Кунгура был изъят внедорожник Nissan Terrano.
«Изъятые транспортные средства отправлены „на фронт в целях оказания помощи военнослужащим РФ“, — сообщила пресс-служба ГУФССП России по Пермскому краю.
Напомним, годом ранее депутаты от ЛДПР предложили конфисковывать у нарушителей, системно игнорирующих ПДД, не только машины, но и лодки и другие транспортные средства с повышенной проходимостью — парламентарии напрямую связывали эти меры с поставленными целями СВО. Соответствующую инициативу они направили главе Госавтоинспекции Михаилу Черникову.
Но теперь с уверенностью можно сказать, что перечень имущества, подлежащего изъятию в пользу СВО, одними автомобилями не ограничится.
В регионах всё чаще возникают прецеденты с конфискацией стройматериалов, табака, амуниции и даже дезинфицирующих средств. Все это отправляется на Донбасс.
В процесс конфискаций, помимо приставов, включается таможенная служба, прокуратура, МЧС, Рослесхоз, Росимущество и другие государственные инстанции.
В той же Бурятии у граждан, признанных виновными в незаконной рубке леса, конфисковали и передали в Минобороны древесину и «орудия преступления» — пилы.
Таможенные органы еще в конце прошлого года отчитались о переданных на СВО конфискованных товарах на сумму свыше 520 млн рублей — по сути это импорт, ввозимый в Россию с нарушением таможенного законодательства.
«С начала 2023 года таможенные органы передали на нужды специальной военной операции конфискованные товары на сумму более 520 млн рублей. Всего передано имущество по 2 160 товарным позициям. Это автомобильная техника, строительные материалы, амуниция, технические и дезинфицирующие средства, табачные изделия».
Утвержденный летом 2023 года Правительством России порядок работы с конфискатом по административным правонарушениям также предполагает возможность передачи Минобороны и МЧС обуви, одежды, иных текстильных изделий и товаров легкой промышленности.
Практика изъятий имущества граждан в доход государства — никакая не новация. Однако реалии настоящего времени действительно сподвигли уполномоченные органы немного иным образом им распоряжаться, отмечают правоведы и юристы.
— Если ранее это имущество выставлялось, к примеру, на торги, или уничтожалось, то сейчас практически все пригодное к использованию сразу туда — на СВО и направляется. Автомобили, конфискованные, как говорят в простонародье — за повторную «пьяную» езду. Одежда, продукты питания, бытовая техника — всё, что изъято, но не запрещено к свободному обороту и может быть пущено в пользование и употребление населением, — комментирует адвокат Игорь Теплоухов.
В российском законодательстве такая мера наказания как конфискация имущества действовала, конечно, задолго до СВО. Ее применяют к виновным в совершении уголовных преступлений.
Так, в соответствии со ст. 104.1 УК РФ (Конфискация имущества), у преступивших закон граждан могут быть изъяты:
— денежные средства и ценности;
— орудие, оборудование и иные средства совершения преступления;
— транспортные средства, принадлежащие обвиняемому или использованные им при совершении ряда следующих преступлений, поясняет юрист Артем Понамарчук. Он также напоминает, что ранее конфискованное у осужденных продавались на торгах, а полученные денежные средства шли в бюджет государства.
— Сейчас разрешили всё полезное сразу после приговора передавать на нужды СВО и в воинские части. Может быть конфисковано любое имущество, ставшее средством преступления. Например, в добавок к уже сказанному: станки, оружие, бензопилы, аккумуляторы, бытовые и электроприборы, компьютеры и так далее, — перечисляет эксперт.
Самое важное новшество на сегодня касательно этой темы — Постановление Правительства России от 08 сентября 2023 N 1470 «Об особенностях распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства <…>».
В нем прописан порядок взаимодействия Росимущества, судебных приставов и таможни с Минобороны, МЧС и общественным движением «Народный Фронт „За Россию“ — по передаче обращенного в собственность государства имущества на гуманитарные цели и цели обороны. Включая безвозмездную передачу имущества гражданам и организациям на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, комментирует адвокат, председатель Комиссии Гильдии российских адвокатов по защите и безопасности бизнеса Олег Матюнин.
Бронезащита, оптические приборы, химзащита, инженерное компьютерное оборудование, оргтехника…
В этом документе прописан конкретный перечень имущества, передаваемого «за ленточку». Итак, в него вошли:
— имущество военного назначения (в том числе средства индивидуальной бронезащиты и экипировки, снаряжение, войсковые и оптические приборы, средства химической защиты, запасные части к военной технике);
— квадрокоптеры, строительная, грузовая техника, транспортные средства, прицепы, квадроциклы, снегоходы, маломерные суда и запасные части к указанной технике;
— механизмы и вспомогательное инженерное оборудование;
— строительные инструменты и оборудование;
— информационное, компьютерное, телекоммуникационное оборудование и оргтехника;
— медицинские изделия и предметы личной гигиены;
— продукция бытового и хозяйственного назначения, тара и упаковка;
— древесина и продукты ее переработки;
— табак и табачные изделия.
— Таким образом, все законные основания для передачи конфиската в зону СВО и порядок взаимодействия государственных органов с получателями помощи на сегодня сформированы. Из нормативных актов четко видно, какое имущество, кому и на какие цели может быть передано. Видно, кто с кем и как для этого должен провзаимодействовать, — подытоживает Матюнин.
В пятницу, 3 мая, в Госдуму внесены на рассмотрение поправки к Федеральному закону «Об оружии» — № 150-ФЗ.
В соответствии с действующей редакцией конфискованные, а также добровольно сданные гражданами оружие и патроны подлежат уничтожению силами Росгвардии.
Такое же требование действует и в отношении оружия и боеприпасов, сданных собственниками на хранение в Росгвардию и не востребованных ими в течение более одного года.
Депутаты предлагают разрешить передавать такое оружие и патроны напрямую в Минобороны России, войскам национальной гвардии и иным государственным военизированным организациям, уточняет Понамарчук. Закон может быть принят уже на ближайших сессиях.
Согласно статистике Росгвардии, по состоянию на 1 января 2024 года в территориальных органах МВД России хранится свыше 250 тыс. единиц изъятого оружия, из которых более 70 тыс. единиц подлежит уничтожению.