Posted 14 ноября 2019,, 12:38

Published 14 ноября 2019,, 12:38

Modified 7 марта, 15:28

Updated 7 марта, 15:28

Стереомир инженера Шухова - теперь и в стерео-кино

Стереомир инженера Шухова - теперь и в стерео-кино

14 ноября 2019, 12:38
В Москве показывают фильм о великом инженере Шухове, чья башня до сих пор украшает Шаболовку

Диляра Тасбулатова

Все построенное им стало проектами мировой архитектуры XXI века. Его учениками были Норман Фостер и Ричарда Фуллер. По его формулам созданы символы прорыва человечества в новую эпоху: проекты в Нью-Йорке, Лондоне, Пекине, Абу-Даби и Гуанчжоу. Самые известные небоскребы, самые высокие башни, самые уникальные перекрытия.

В московском Музее архитектуры до декабря будет демонстрироваться оригинальный фильм, смонтированный из стереофото знаменитого инженера Шухова, автора знаменитой башни на Шаболовке.

С башней, кстати, проблема: вроде как лично Путин выделял 350 млн на ее ремонт, но, учитывая сложность задачи, этого оказалось мало. Что теперь делать с этим памятником архитектуры, в свое время соревновавшимся с творением Эйфеля, непонятно. Пока же Шуховскую башню оставили в покое, посмотрим, что будет дальше.

…Вообще это интересный феномен: каждый москвич и даже не москвич, или москвич новоиспеченный, знает, что на Шаболовке, стоит ему выйти из метро, непременно столкнется с творением Шухова. Символом российского телевидения, башней из чугунного кружева. Но далеко не каждый знает, кто такой Шухов, каковы его достижения во славу Отечества, что это был за человек и пр. Мы ленивы и не любопытны, как сказал Александр Сергеич Пушкин.

Да и ваш покорный слуга в том числе: слышала звон, да не знаю где он - спасибо профессору Дмитрию Новикову, просветил. Это я безо всякой иронии: профессор Новиков – человек, как писали раньше в «производственных» характеристиках, больших знаний, которые он передает студентам (ученикам вечерней школы, заводчанам, крестьянам, рабочим и пр). Как ни смешно, так оно и есть. И, помимо собственно философии, которую он преподает в лучших ВУЗАх страны, у него есть «хобби», на наших изумленных глазах перерастающее в профессию: Дмитрий Новиков делает стереофильмы на основе старинных фото, и делает это блестяще.

Благодаря своему эксперименту с фотографиями Дмитрий Новиков как бы возвращает нам отечественную историю, в лучших и худших ее проявлениях. Корни, так сказать, о которых любят распространяться патриотически настроенные граждане, сотрясая воздух. Ну хоть так: в двадцатых даже и воздуха не колебали, а с большевистской прямотой всех и вся сбрасывали с корабля современности. В общем, до основанья, а затем. А вот затем так и не наступило - ну коль скоро Шуховская башня вновь под угрозой, стало быть, продолжение следует. Если уж Шухова, великого инженера и архитектора, на чьих чертежах до сих пор учатся звезды архитектуры во всем мире и пол-Нью-Йорка построено, хотели …расстрелять. Приговор правда, не привели в исполнение: как говаривал Сталин, что, мол, других писателей у меня для вас нет; вот и инженеров других не нашлось – расстреляем, не вопрос, а кто будет башню строить? Так что казнь отложили до «лучших» времен, однако приговор оставили в силе: как водится, с формулировкой «за саботаж». Понятно, что большевики ни с чем не считались: могли бы и расстрелять, не разобравшись, но в случае с Шуховым как-то обошлось. То, что он гений мирового значения, об этом как-то не задумывались: не казнили из утилитарных целей, и на том спасибо.

А ведь Владимир Шухов был человеком совершенно феноменальным: в 11 лет доказал собственным методом теорему Пифагора (!), в 21 год, после окончания Бауманского, создает свое первое изобретение в нефтянке, в 23 на год уезжает учиться в США, а после возвращения заключает контракт с международной нефтяной корпорацией в России.

Все построенное им далее стало проектами мировой архитектуры XXI века. Его учениками были Норман Фостер и Ричарда Фуллер. По его формулам созданы символы прорыва человечества в новую эпоху: проекты в Нью-Йорке, Лондоне, Пекине, Абу-Даби и Гуанчжоу. Самые известные небоскребы, самые высокие башни, самые уникальные перекрытия. И все это – Владимир Шухов.

Интересно, что столь выдающийся инженер и архитектор, эдакий русский Леонардо, не меньше нежели своими уникальными проектами, увлечен фотографией. Как пишет сам Новиков, Шухов-фотограф предстает как несколько загадочное и неизвестное второе воплощение Шухова-инженера, в котором он выражает свое свободное, стереоскопическое видение мира и людей. «Если бы я не был инженером, я был бы фотографом», - скажет он. Главной особенностью фильма является погружение в эпоху Шухова, то есть в последние десятилетия 19-го и в начало 20-го веков, основанное на использование современных 3D технологий, воспроизводящих аутентичные стереофотографии. Проводником по исчезнувшему миру выступает сам Шухов-фотограф, являющийся нам в фильме лишь как голос, с которым мы, к нашему удивлению, вступаем в диалог - через сто лет.

Именно так – через сто лет и именно что в диалог. Вступаем. Я даже не знаю, насколько это «документальный» фильм, или, того забавнее, «фото-фильм»: ничего от старого развлечения крутить слайды через проектор в компании друзей после отпуска, здесь нет. Это не домашнее развлечение, не просто смена фотографий, не профессорская забава на досуге. Мощная картина, в которой есть что-то призрачное, какая-то тайна, и я бы так сказала, великая меланхолия. Голоса мертвых, но тех, что живее всех живых: Россия, которую мы потеряли (мем, конечно, затасканный, но точный).

Атлантида, страна, которой больше нет и никогда не будет: что там башня, принято решение вообще снести Москву, построить в центре небоскребы высотой в 70 этажей.

И хотя это не игровой фильм (не «художественный», без актеров и сюжета), ощущение такое, как будто смотришь «И корабль плывет» Феллини: там, запершись в каюте с кинопроектором, в уже тонущем корабле, медленно погружаясь в воду, декадент без конца крутит пленку, запечатлевшую оперную диву, чей прах, по ее завещанию, развеян над морем. Время действия – 1914-й, начало конца.

Дворянский, устойчивый быт Шухова и его семьи, крепкий уклад, фанатичный труд, и, извините, любовь к родине, действенная, а не декларируемая – всё это потонет, уйдет на дно нашей клоаки, - корабль уже не плывет, он давно тонет.

Как и в предыдущем фильме Дмитрия Новикова, «Два дневника», повествующего о Первой мировой глазами ее участников, так и здесь: зрителя не покидает странное ощущение двойной перспективы, наши предки и далеко, и рядом. Они смотрят на тебя, не отворачиваясь, прямо тебе в глаза: так, прогуливаясь летним весенним деньком по Форуме в Риме, я вдруг затряслась – и именно в том месте, где был зарезан Цезарь.

Генетическая память просыпается в таким моменты: на Форуме или вот на просмотре фильмов Новикова.

И еще. Ине кажется, оба фильма, и «Два дневника», и «Стереомир инженера Шухова» - эксперимент, равный усилиям Пруста в его поисках утраченного времени.

Время же, как это ни странно для гуманитариев (для физиков нет, не странно) – обратимо. Как можно сделать это всего лишь при помощи сменяющихся фото, музыки и закадрового голоса – загадка. Оба фильма, кстати до сих пор идут в Музее архитектуры на Воздвиженке. А по вторникам и воскресеньям в рамках выставки, посвященной проектам Шухова. Начало в шесть вечера. Очень рекомендую.Воздвиженка, д. 5/25. Вторник-воскресенье показы в рамках выставки. Суббота и воскресенье-показы на большом экране в корпусе «руина».

Начало в 18.00. После первого фильма в 19.00 второй, «Два дневника» – по стереопарам Первой Мировой и дневникам двух философов, ушедших воевать по обе стороны баррикад.

"