Posted 17 декабря 2018, 09:23

Published 17 декабря 2018, 09:23

Modified 7 марта, 16:17

Updated 7 марта, 16:17

Борис Альтшуллер: девять дней без Людмилы Алексеевой

17 декабря 2018, 09:23
Сегодня исполнилось 9 дней со дня смерти Людмилы Алексеевой. Свою благодарность этому человеку выражает её соратник - правозащитник Борис Альтшулер:

Людмила Михайловна Алексеева скончалась 8 декабря, и невольно вспоминается, что тоже в декабре ушли из жизни её соратники – пионеры Московской Хельсинкской группы, созданной 12 мая 1976 года по предложению Юрия Федоровича Орлова: 8 декабря 1986 года погиб в Чистопольской тюрьме Анатолий Тихонович Марченко, 5 декабря 1989 года ушла из жизни адвокат - замечательная Софья Васильевна Каллистратова, а 14 декабря того же 1989 года скончался Андрей Дмитриевич Сахаров. Он не был членом МХГ, но он сам был целой планетой. «Да, были люди в наше время!». Людмила Алексеева из их числа. И нам страшно повезло, что она стала нашим современником, стала нравственном символом и сегодня, в совсем другую эпоху.

Говоря о настоящем, я хочу сказать Людмиле Михайловне: «Спасибо!». Спасибо от имени российских семей с детьми, находящихся в абсолютно неприемлемых жилищных условиях или вообще без жилья. Спасибо за обращения-заявления «Почему детям негде жить в самой большой стране мира» (апрель 2015); или «Покушение на убийство в центре Москвы. Требуем немедленной отставки Собянина» (июль 2016) – в поддержку десяти матерей – «Очередников Москвы», которые в условиях жилищной безысходности объявили бессрочную голодовку перед главной приемной партии «Единая Россия». И за многое другое в том же духе.

Я благодарен Людмиле Михайловне за то, что она всегда соглашалась передать мое либо наше с ней совместное обращения про эти отчаянные жилищные ситуации лично Президенту Российской Федерации на его встречах с Советом по правам человека. И реакция на эти обращения была, как правило, позитивная. Но вот парадокс: результат был нулевой. То есть ни по одному их конкретных случаев, о которых мы просили, не наступило облегчения. И ни одно из действительно важных, так сказать системообразующих, поручений Президента России о решении жилищных проблем «граждан с невысоким уровнем дохода» или о преодолении монополизма и картельных сговоров в сфере жилищного строительства не исполняется годами ни Правительством, ни правоохранителями-силовиками (см. об этом прилагаемый материал).

«Приватизация государства» силовиками с самыми трагическими последствиями этой «приватизации» – это беда России в течение последних 100 лет, начиная с Октября 1917 года. Мы знаем какими гекатомбами человеческих жертв это обернулось в прошлом. Мы надеялись, что в Новой России такое невозможно. Но вот начинается снова, символом чего является и уголовная «стрелка», устроенная в апреле этого года высокими руководителями Администрации Президента, ФСБ и Московской области непокорному главе муниципального образования Александру Шестуну – с угрозой его посадить. И он сидит. Так же как сидит Лев Пономарев, активно выступивший против фабрикации уголовных дел силовиками. И эта угроза национальной безопасности России со стороны тех, кто по долгу службы должен эту безопасность защищать, очень серьезно волновала Людмилу Михайловну Алексееву.

И в заключение – о масштабе этого человека. Цитата из одного из сравнительно недавних заявлений Людмилы Михайловны Алексеевой: «В 1975 году был принят Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, «третья, гуманитарная, корзина» которого стала основой современного более устойчивого и более человечного миропорядка. Мы призываем мировых лидеров инициировать разработку новой «четвёртой корзины» международных инструментов преодоления коррупции, бедности и обеспечения социальных прав. Принятие пакета таких мер нужно не только России и ее народу, это нужно населению многих стран, страдающему от коррупции, бесконтрольности и ненаказуемости правящих бюрократий.».

Дорогая Людмила Михайловна, я не прощаюсь. Вы остаетесь с нами!

Борис Альтшулер

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Монопольная асфиксия России, вызванная бездействием правоохранителей России

«Правительству Российской Федерации… г) …до декабря 2012 г.

разработать план мероприятий по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства…;

д) до января 2013 г. обеспечить формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;»

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600

«ФАС России совместно с МВД России, ФСБ России, Следственным Комитетом Российской Федерации и при участии Генеральной прокуратуры Российской Федерации разработать межведомственную программу мер по выявлению и пресечению деятельности картелей… Срок 1 октября 2017 г. Ответственные: Артемьев И.Ю., Колокольцев В.А., Бортников А.В., Бастрыкин А.И., Чайка Ю.Я.»

п. 2 «Перечня поручений Президента Российской Федерации по осуществлению первоочередных мер, направленных на выявление и пресечение деятельности картелей» от 5 августа 2017 г. № Пр-1525

Резюме

Рекомендации Совета при Президенте РФ по правам человека по созданию фондов арендного жилья при бюджетном субсидировании найма по социальным показателям и разработанная Минпромторгом России Система адресной продовольственной помощи нуждающимся гражданам России, равно как и преодоление бедности в целом, не могут быть реализованы в условиях «картелизации российской экономики» (цит. В.В. Путин и ФАС России), то есть в условиях монопольно завышенных цен на самое необходимое: жилье, питание, лекарства. А преодолеть монополизм невозможно без наведения порядка в правоохранительных органах, которые саботируют прямые поручения Президента РФ в это сфере, а также подчинили себе судебную систему России. Отсюда предлагаемые в конце статьи и основанные на мировом опыте меры: (1) узаконить многоплановую «внешнюю» профилактическую слежку (профилактическую оперативно-розыскную деятельность) за сотрудниками правоохранительных органов: МВД, ФСБ, СКР, ФСИН и др.; (2) учредить федеральную "горячую линию" для жалоб судей на оказываемое на них внепроцессуальное давление.

Асфиксия – кислородное голодание, угрожающее летальным исходом (мед.). К сожалению, приведенные в эпиграфах поручения Владимира Путина об оказании нашей стране необходимой неотложной помощи не были исполнены Правительством РФ и названными руководителями правоохранительных органов ни «до января 2013 г.», ни к «1 октября 2017 г.», ни позже. О масштабе проблемы говорится в опубликованном в октябре 2017 года Одиннадцатом ежегодном докладе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) «О состоянии конкуренции в Российской Федерации»:

«Антиконкурентные соглашения, включая наиболее опасный их вид – картели – широко распространены во всех секторах российской экономики, в том числе имеющих стратегическое значение… Специфической чертой антиконкурентных соглашений в России является участие в них государственных органов, организаций и должностных лиц… Сами картели на торгах стали приобретать все признаки, присущие организованным преступным группам и преступным сообществам…». И в том же Докладе ФАС указано, что подследственная МВД России статья 178 Уголовного Кодекса РФ «Ограничение конкуренции»: «

практически не работает», что «органами внутренних дел в 2016 году выявлено всего 3 картеля и возбуждено 3 уголовных дела по ст. 178 УК РФ и ни одно из них не было направлено в суд»; и предлагается «изменить подследственность дел по 178 УК РФ».

ФАС отмечает, что монополии особенно сильны в жилищном строительстве, поставках медикаментов и продуктов питания. Питание, лекарства и жилье – суть предметы первой необходимости, недоступность которых ставит множество семей с детьми на грань выживания. То есть именно монополизм с его «накрутками» цен (а также удушением спасительного для людей малого бизнеса) - главная причина крайней бедности и невыносимых жилищных условий граждан самой богатой природными ресурсами страны мира.

Сообщения СМИ об убийственном для Российской Федерации диктате монополий напоминают сводки с фронта: «Четвертый бой правительства России с рынком бензина» («Независимая газета», 14.11.2018); «Не надо противопоставлять власть нефтяникам. Они заодно» («Новая газета», 02.11.2018); «Независимые АЗС мешают монополистам нефтяного рынка и правительству диктовать цены на топливо по своему усмотрению» («Новая газета», 20.11.2018); «Родина – кормящая мать» (о монополизме при поставках продуктов Росгвардии и сверхценах на эти продукты, «Новая газета», 25.08.2018); «

В России обнаружилась серьезная нехватка продовольственных рынков» (число которых за 10 лет уменьшилось в ЧЕТЫРЕ РАЗА, «Российская газета», 09.09.2015); «Аппетит не знает меры. Торговые предприятия по-прежнему обирают своих поставщиков» («Российская газета», 21.03.2017); «Каша по сговору. Кто зарабатывает на поставках продуктов питания в сады и школы?» («Российская газета», 27.09.2017); «Минсельхоз и Госдума не пропустят дешевые продукты на прилавки. Цели аграрных лоббистов противоречат интересам потребителя» («Независимая газета», 14.09.2017); «Ученые обнаружили аномалии в сельском хозяйстве РФ» (о монополизме в с/х и вымывании фермерства – согласно совместному Докладу ЦСИ Алексея Кудрина и РАНХиГС, «Независимая газета», 04.12.2017); «Это не чума свиней, это власть очумела. Под предлогом борьбы с африканским вирусом по всей стране уничтожаются фермерские хозяйства» («Новая газета», 06.07.2018); «Жить стало голоднее» («Независимая газета», 30.10.2018); «Не привяжут к макаронам. Карты с фиксированным набором продуктов для малоимущих не введут до 2021 года» («Известия», 27.11.2018).

Последнее сообщение ужасает на фоне массовых обращений семей с детьми, которым не на что кормить детей. Как мы обрадовались, когда, следуя мировому опыту, 4 года назад Минпромторг России объявил о разработке «Системы адресной продовольственной помощи нуждающимся гражданам России» (САПП)! (см. статью «Спасите наших детей от хронического недоедания». Но ведь предлагавшееся Минпромторгом внедрение САПП предполагало отоваривание продкарточек путем организации фермерской торговли в городах, то есть создание системы торговли, конкурирующей с монополистами-сетевиками с их наценками стоимости продуктов в сотни процентов. И вот опять монополисты побеждают. А миллионы детей России хронически недоедают. А применение статьи 178 УК РФ саботируется правоохранителями.

А также детям негде жить в самой большой стране мира: «

Две многодетные семьи — в одной комнате 19 кв. метров коммунальной квартиры, на жилищной очереди более 10 лет; три семьи, включая одну многодетную, также в одной комнате 18 кв. метров; три многодетные семьи - в одной квартире, на очереди более 25 лет…» и т.п. (данные Движения «Очередники Москвы»). «Мать и 5 детей – на 11 кв.м.; многодетные семьи на 18 кв.м., на 16 кв.м. – сырость, грибок, у детей астма и никаких перспектив; и т.п., и т.д. по всем районам Московской области (информация Ассоциации многодетных семей «МногоНас»). Невозможно перечислить все обращения по чудовищным жилищным ситуациям, направленные, в том числе и государственными правозащитниками высшего уровня, на имя Сергея Собянина и Андрея Воробьева. И на все обращения получены бессодержательные отписки. Собянину и Воробьеву нет дела до нечеловеческих условий существования детей, семей с детьми на подведомственных им территориях. Как сказал один умный человек: «Денег не хватает всем – и бедным, и богатым. Но богатому больше не хватает». Невозможно уговорить богатого отказаться от сверхдоходов, так же как нет смысла просить комара не сосать кровь, инстинкт не переспоришь. В Москве и Подмосковье ведется масштабное строительство сверхдорогого жилья, покупаемого небедными гражданами России и ближнего зарубежья, а возводящие это жилье строительные монополисты давно срослись с руководством этих регионов. И так почти везде – при парадоксальной «слепоте» правоохранителей, обязанных по закону прихлопнуть этих «кровососущих».

В наших безнадежных попытках помочь семьям с детьми, находящимся в чрезвычайных по трудности жилищных ситуациях, мы не первый год сотрудничаем с Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Предложения Совета по реализации права граждан на доступное жилье, суммированные также в новейших Рекомендациях 62-го специального заседания Совета (14 августа 2018 г.), разработанных при экспертной поддержке Российского союза строителей, позволяют малозатратно и в кратчайшие сроки разрешить острейшие накопившиеся годами жилищные проблемы страны. В основе этих предложений - инструменты справедливой конкуренции, снижающей стоимость кв. метра, в том числе при исполнении госзаказов, что кратно увеличит эффективность использования выделяемых бюджетных средств. А значит эти предложения Совета неприемлемы для монопольных ОПГ и ОПС с участием госструктур (см. цитату из Доклада ФАС в начале этой заметки).

Так или иначе, но факт остается фактом: начиная с лета 2014 года, предложения Совета по правам человека при Президенте РФ по реализации конституционного права граждан на жилище неизменно «хоронят» в профильных управлениях Администрации Президента РФ и в Министерстве строительства и ЖКХ РФ.

Между тем, монополизм – это в конечном счете застой, в том числе и в строительной отрасли. См., например, новейшие публикации «Строительная отрасль уводит в минус половину страны» («Независимая газета», 13.11.2018) и «К нацпроектам предъявлены госпретензии» (рабочая группа Государственного совета РФ о неисполнимости Национального проекта «Жилье и городская среда», предписанного Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204, «Коммерсант», 21.11.2018).

О катастрофических последствиях картелизации российской экономики при участии госструктур и компаний с государственным участием снова и в достаточно сильных выражениях говорил Владимир Путин на заседании Государственного совета по вопросу развития конкуренции 5 апреля с.г., подчеркнув при этом, что «

лидерство здесь уже который год подряд удерживает сфера строительства» и что в других странах «преступления против конкуренции считаются одними из самых серьезных экономических преступлений».

Почему же бездействуют российские правоохранители? Почему в конфликтах граждан с «денежными мешками» (будь то фермеры Краснодарского Края, пытающиеся отстоять свою землю, или жители Подмосковья, протестующие против губительных свалок, или защитники природы, и т.п.) правоохранители оказываются не на стороне закона, а на стороне «больших денег» (вспомним Кущевку, где это сотрудничество приобрело предельно жестокие формы)? Может быть, потому что они сами являются, как говорят на Западе, «частью проблемы»? И что же делать в этой ситуации?

Назову простейшие первоочередные меры, основанные на мировом

опыте, направленные на (1) демонополизацию контроля за деятельностью самих правоохранителей, (2) обеспечение независимости от них судебной системы и (3) повышения эффективности применения Статьи 178 УК РФ «Ограничение конкуренции».

Согласно правительственному отчету о реализации госпрограммы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» в 2017 году на одну тысячу дел, которые вели следователи МВД, ФСБ или СКР приходилось только 1,05 оправдательных приговора! Что говорит о тотальном давлении следствия на суд, осуществляемом, как известно, в основном, через председателей судов. Тем самым существующая сегодня в Российской Федерации судебная система не может использоваться как инструмент принуждения правоохранителей к действиям в условиях их преступного бездействия (как это имеет место в части борьбы с картелями), а также как инструмент защиты граждан и общества от беззаконных действий правоохранителей.

Да, отсутствие независимости суда означает отсутствие судебного контроля за качеством следствия. Отсюда и штампование судами самых нелепых и беззаконных дел, «сляпанных» следствием. Помимо известных дела Юрия Дмитриева, «макового дела», дел «Сети» и «Нового величия» и других, назову новейшее дело, имеющее прямое отношение к целям и задачам РОО «Право ребенка» - конкретно к защите права детей на родителей, на маму. Это дело москвички - матери трех несовершеннолетних детей Александры Лисициной, отправленной в СИЗО 15 ноября с.г., при нулевых для того основаниях, по ходатайству следователей решением Тверского районного суда г. Москвы, утвержденным «на автомате» 12 декабря Московским городским судом.

Итак, предлагается:

  1. Установить законодательно обязательный межведомственный взаимоконтроль правоохранительных органов, которых в Российской Федерации насчитывается, согласно Википедии, 8 видов: прокуратура, МВД (полиция), СКР, ФСБ, Национальная гвардия, правоохранительные подразделения ФТС, а также ФССП и ФСИН в составе Минюста России. То есть в каждом из этих органов должна быть сформирована служба безопасности (СБ), уполномоченная осуществлять профилактическую ОРД (т.е. профилактическую слежку) за сотрудниками других правоохранительных органов. Этим функционалом могут быть дополнительно наделены и ныне существующие службы собственной безопасности, а также в будущем и следственные судьи. Крайне важно при этом, чтобы названные СБ были федерального подчинения, дабы исключить в их работе региональные местнические сговоры. (Ср. аналогичное предложение 2009 года бывшего министра МВД России Рашида Нургалиева переподчинить региональные подразделения собственной безопасности исключительно центральному аппарату МВД – с тем, чтобы даже начальники УМВД субъектов РФ не знали, кто тут за ними следит. К сожалению, это предложение министра было «похоронено», причем именно центральным аппаратом, руководством Службы собственной безопасности МВД).
  2. В целях практической реализации Статьи 10 («Недопустимость вмешательства в деятельность судьи») Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» учредить федеральную «горячую линию» для приема жалоб судей на любые попытки внепроцессуального на них давления. Установить обязанность судей незамедлительно сообщать о таких попытках по «горячей линии». Для организации приема данных жалоб и последующего по ним расследования сформировать автономный правоохранительный орган – Федеральную службу судебной охраны (ФССО) – ср. предложения Михаила Барщевского, Андрея Клишаса, Сергея Пашина и Михаила Федотова («Именитые юристы предложили десять радикальных перемен для гарантии полной независимости судей», «Российская газета», 12.03.2015).
  3. И, возвращаясь к основной теме статьи, необходимо прислушаться к предложению ФАС России и внести изменения в Статью 151 УПК РФ «Подследственность», расширяющие подследственность Статьи 178 УК РФ «Ограничение конкуренции».

16 декабря 2018 г.

Борис Альтшулер

Председатель Правления РОО «Право ребенка»,

Член Московской Хельсинкской группы,

Член Рабочей группы по реализации права граждан на доступное жилье Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и Министерства строительства и ЖКХ РФ

По данной теме см. также:

Подпишитесь