Posted 3 февраля 2017, 10:19
Published 3 февраля 2017, 10:19
Modified 8 марта, 02:39
Updated 8 марта, 02:39
- Рождение ребенка – это в наших условиях, как правило, шаг к нищете. Потому что стоимость самых простых жизненно необходимых вещей несоизмерима с доходами обычной российской семьи. «Семьи с двумя и более детьми продолжают находиться в наиболее уязвимом положении… В целом положение этих семей значительно ухудшилось: в июле таковых было 43%...», - говорится в докладе НИУ ВШЭ за октябрь 2016 года. За этой сухой цифрой – большая беда. Невозможно спокойно читать отчаянные обращения о помощи от семей с детьми, которые поступают в РОО «Право ребенка», на сайт Любови Мерекиной «Движение семей SOS», в Совет при Президенте РФ по правам человека, о которых сообщает Движение «Очередники Москвы» и другие.
- Можете рассказать о некоторых из них?
- Конечно. Могу даже процитировать. «Я мама 4 детей. Работаю воспитателем в детском саду… Цены просто бешеные. Я жутко устала…»; «Я мать троих детей. 11 лет, 9 и 3 годика… Все деньги уходят на оплату д.сада и продукты»; «…Живу на съемном жилье с двумя детьми, боюсь остаться на улице. Дома кушать нечего.»; «Четверо малолетних детей, из них 3 школьника, 3 месяца назад за долги отключили свет, подают на нас в суд. Сутками не ем, чтобы как-то прокормить детей.»; «По суду выселяют на улицу с детьми»; Две многодетные семьи – в одной комнате, стоят на московской жилищной очереди более 10 лет; три многодетные семьи в одной квартире, на московской очереди 25 лет…
Не буду перечислять, сколько нами написано писем по этим обращениям и сколько получено отписок. А в январе 2014 года Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева передала мое обращение о бездомных многодетных семьях лично в руки Президенту России Владимиру Путину. После чего меня вдруг пригласили на встречу с руководством Минстроя России и ввели в состав Общественного совета Минстроя. К сожалению, на конкретные трагические ситуации, о которых я писал Президенту, это никак не повлияло, позже мы получили стандартные отаветы-отказы по этим случаям из Москвы, Московской области и из Краснодарского края. И в общем понятно почему. Потому что доступного для людей жилья в России не строят, а строят только для коммерческой продажи по монопольно «накрученным» ценам.
Проблема жилья и бедности системная, и мы были вынуждены заняться ею системно. И меры по решению проблемы всем известны. Но ничего не делается годами, даже несмотря на прямые поручения Президента Российской Федерации.
- О каких всем известных системных мерах вы говорите?
- Если кратко, то повторю известную банальность: невозможно преодолеть бедность в стране, где угнетено производство, где людям нет возможности работать и зарабатывать. А производства нет и не может быть там, где деловая инициатива и свободный конкурентный рынок задавлены всевластными монополиями. Что касается наших конкретных предложений, то они, конечно, не наши. Мы ищем и находим специалистов, которые знают, что и как надо делать. Вот только их никто не слушает, а мы стараемся сделать так, чтобы они были услышаны.
В декабре 2011 года я, будучи членом Общественной палаты РФ (ОП РФ), организовал там слушания «Проблемы бедности и трудовые отношения в контексте семьи и детства» и тогда же установил контакт с руководством Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств и кооперативов России – АККОР. Идея простая – чтобы продукты в магазине подешевели, нужно убрать посредников, т.е. открыть рынки непосредственно для сельского массового производителя. Между тем программа АККОРа развития кооперативных сельских рынков и другие не менее важные предложения, способные кардинально решить эту проблему, еще в 2012 году были переданы в Правительство и похоронены там Минсельхозом России.
- А что с жилищной проблемой?
- Откликаясь на многочисленные просьбы о помощи, в сентябре 2012 года мы организовали в ОП РФ слушания, результатом которых стала программа «Жилищный спасательный круг». Основной вклад в нее внес Василий Тишков – профессиональный строитель, член Комитета по строительству Торгово-промышленной палаты РФ и т.п., который уже давно с коллегами разработал модельную региональную программу строительства доступного жилья.
Когда я в декабре 2012 года на встрече в ОП РФ в связи с голодовкой бездомных многодетных родителей показал программу «Жилищный спасательный круг» крупному федеральному строительному чиновнику, он, прочитав, вполне сочувственно заметил: «Борис Львович, всё правильно у вас написано. Построить жилья много, хорошо, быстро и дешево ничего не стоит. Не делается по единственной причине – это никому не надо». Интересно, что примерно то же самое сказал и Президент России Владимир Путин в заключительном слове на заседании Государственного Совета, посвященном жилищной политике 17 мая 2016 года: «Построить нужное количество жилья точно возможно… Но для этого нужно сделать немногое. Нужно разбюрократить принятие решений по выдаче земли. Не раздавать её своим да нашим…».
Опять же откликаясь на множество просьб о помощи и в попытке преодолеть эти «никому не надо» и «своих да наших» Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека заключил 30 мая 2014 года соглашение с Министерством строительства и ЖКХ РФ. В рамках этого соглашения была создана совместная «Рабочая группа по реализации права граждан на доступное жилье». Возглавил ее заместитель Председателя Совета Евгений Бобров. Вот мы вместе и бьемся в эту стену уже почти три года.
Парадокс в том, что в России существует гигантский потенциал для решения жилищной проблемы, но его не подпускают к делу. Мы сотрудничаем с «Российским союзом строителей», объединяющим тысячи строителей, которые не гонятся за сверхдоходами, с ОАО «Центрсельстрой» с его программой развития сельской строительной кооперации и т.д. При этом известны финансовые альтернативы грабительской ипотеке, которые позволят большинству граждан/семей приобретать жилье в рассрочку – аренда с правом выкупа, коллективное инвестирование, жилищно-строительные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы и т.п.
О предложениях рабочей группы руководство Совета не раз докладывало Президенту и получало поддержку. Были они направлены и организаторам указанного заседания Государственного Совета. Есть разработанные пилотные проекты. Но пока что ничего не сдвигается. Почему? Да все потому же. Не хотят монополисты уступать народу хотя бы малую часть своих сверхдоходов.
- Государство совсем отстранилось от помощи семьям, которые находятся на краю бедности?
- Это не совсем так. Помогает, но недостаточно. В целом, если мы говорим о помощи бедной семье с детьми со стороны государства, то сосредоточиться надо, следуя мировому опыту, на помощи натурой, на развитии самозанятости и малого бизнеса, на снижении стоимости «корзины выживания» за счет насыщения рынка продукцией отечественного бизнеса.
- Что такое «помощь натурой»?
- В сфере питания – это социально значимая система электронных продовольственных карт, или, как, например, в Литве, «красные ценники», т.е. акции продажи удешевленных продуктов, а также широко развитая продуктовая благотворительность. Ничего такого у нас нет. В жилищной сфере – это социально значимое бюджетное субсидирование (компенсация) стоимости найма жилья. И то и другое широко применяется в развитых странах, исходя из простых тезисов: «У нас не должно быть голодных детей!», «У нас не должно быть бездомных детей!». Хорошо бы эти тезисы стали аксиомой и для России.
В сентябре 2015 года Минпромторг России представил в Правительство разработанную им Систему адресной продовольственной помощи нуждающимся гражданам России (САПП), замечательную и тем, что эта система органично направлена на поддержку фермерства. Тогда же мы – РОО «Право ребенка» выступили в поддержку САПП – заявление «Спасите наших детей от хронического недоедания» (17 сент. 2015). Однако САПП так и не удалось согласовать с Минсельхозом.
Что касается жилищной сферы, то среди социально значимых Указов, подписанных Президентом России Владимиром Путиным в день его инаугурации 7 мая 2012 года, был и «жилищный» Указ № 600, поручавший, среди прочего, Правительству и руководству субъектов РФ «до 1 января 2013 года» сформировать некоммерческий фонд арендного жилья для «граждан с невысоким уровнем дохода». Поручение это не выполнено до сих пор, хотя в 2014 году были приняты все федеральные законы, необходимые для формирования арендных фондов.
- А по какой причине оно не выполнено?
- Причина торможения программ доступного жилья та же самая, что и торможения программы доступного питания САПП: «жилищный» сектор Правительства РФ, возглавляемый вице-премьером И.И. Шуваловым, сосредоточился исключительно на поддержке ипотеки, ориентированной на покупку жилья по монопольно «накрученным» ценам кв. метра. Именно на поддержку такой ипотеки Правительство направляет миллиарды рублей федерального бюджета, которые, даже их небольшая часть, могли бы стать основой бюджетного «Фонда компенсации найма». Что в свою очередь привлекло бы частные инвестиции в строительство «доходных домов», поскольку гарантировало бы инвестору заселение этих домов платежеспособными, благодаря бюджетной поддержке, нанимателями жилья. Эта простая и малозатратная схема исполнения «арендного» поручения Указа Президента РФ № 600 много раз предлагалась специалистами. Но не делается уже почти 5 лет – даже несмотря на Указ Президента.
- Насколько сложно в России молодым семьям приобрести жилье? Эта проблема актуальна только для крупных городов? Или это не имеет значения?
- Приобрести жилье по существующим ценам, да еще при наших огромных процентах ипотечного кредита, практически недоступно для большинства россиян. Но Россия большая и в городах всегда найдется некий процент населения, способный на такую покупку. На селе и в малых городах таких единицы. Но мы-то говорим о жилье для «граждан с невысоким уровнем дохода» (цит. по Указу Президента РФ № 600). А вся жилищная политика Правительства ориентирована исключительно на мало-мальски обеспеченное меньшинство.
Самое главное – повсеместно реализовать региональные программы относительно дешевого жилищного строительства современными скоростными индустриальными методами, чудеса которых в последние годы так наглядно демонстрирует Китай.
- И что на Ваш взгляд способно исправить ситуацию крайней бедности и неприемлемых жилищных условий семей с детьми?
- Как я уже говорил, исправить ситуацию незатратно и в кратчайшие сроки может развитие реальной рыночной конкуренции в жизненно важных для населения секторах экономики, т.е. снижение стоимости «корзины выживания» по причине насыщения рынка компонентами этой «корзины».
Азбучная истина рыночной экономики состоит в том, что свободный конкурентный рынок, сбивающий цены и повышающий качество товаров, сам по себе неустойчив и всегда и везде требует государственной защиты от монополизации и картельных сговоров. То есть решение проблемы находится не в экономической, а в правоохранительной сфере. Во всех странах с эффективной рыночной экономикой реализуется жесткая антимонопольная государственная политика. У нас тоже есть статья 178 Уголовного Кодекса РФ «Ограничение конкуренции». Но не применяется она должным образом. И наша Федеральная антимонопольная служба – это карлик в сравнении с аналогичными службами США и других стран.
Что делать? На сайте РОО «Право ребенка» размещены два новейших обращения к Президенту Российской Федерации – именно на эту тему. В качестве одной из первоочередных мер мы предлагаем подключить к «государственной войне» с монополизмом Следственный комитет России. Разумеется, эта мера должна сопровождаться эффективной профилактикой коррупции и «крышевания» бизнеса в самих правоохранительных органах. Здесь тоже нет никакой «квадратуры круга», но это тема для отдельного разговора.