Posted 30 июня 2018,, 07:04

Published 30 июня 2018,, 07:04

Modified 7 марта, 16:57

Updated 7 марта, 16:57

Обворованный против банка: как Никита Аронов пытается вернуть деньги

30 июня 2018, 07:04
Во времена, когда телефон превращается в банковский офис в твоем кармане, возрастают и риски. Герой публикации Никита Аронов попал в досаднейшую историю. В одну ночь с его счёта исчезло с концами 350 тысяч рублей. Интернет-мошенники снова переплюнули целый штат службы безопасности.
Сюжет
Банки

Историю с исчезновения круглой суммы со своего банковского счета Никита Аронов рассказывает многочисленным юристам, адвокатам, полицейским и самим банкирам уже не первый месяц. Но задержать злоумышленников пока так и не удалось. Хищения, совершенные с использованием технологий в виртуальном пространстве, до сих пор остаются для нашей правоохранительной системы одними из самых сложных и плохо раскрываются.

Случай с Никитой осложнен ещё и тем, что банк предпочитает не идти на встречу своему клиенту и даже не спешит оказывать содействие следствию.

- Я всегда очень серьёзно относился к банковской безопасности. Никогда не пользовался банковскими приложениями. Единожды установил, чтобы найти отделение, но никогда в него не входил, потому что знал, что это опасно и что у меня могут украсть деньги. Но даже это меня не уберегло. Меня обчистили на 350 тысяч рублей, - рассказывает Никита.

21 апреля молодой человек оказался в компании, где включился в увлекательное общение.

- Общался и даже не заметил, что из моего мобильника украли сим-карту. Никто не ждёт, что своруют сим-карту, все ждут, что украдут мобильный телефон и держатся за него, и если он на месте, не волнуются по этому поводу. Чуть позже оказалось, что из кармана у меня украли банковскую карту, причём она лежала в кошельке, кошелёк тоже остался на месте, чтобы я не беспокоился. Поэтому прошло несколько часов, прежде чем я обнаружил пропажу. Естественно, сразу обратился в банк и уже тогда узнал, что у меня украли огромную сумму денег, - рассказывает Никита.

Размер украденного оказался для Никиты настоящим шоком. Сама карта, которую вытащили из кошелька, была кредитной и с довольно большим лимитом - 300 тысяч рублей, который банк в одностороннем порядке повысил ещё до 350 тысяч рублей. Но украли значительно больше. А как это сделали?

- Взяли сим-карту, вставили её в новое устройство. На нём скачали и установили мобильное приложение "Райффайзен" и ввели туда данные моей банковской карточки, сменили пин-код телефонной карты. И всё - попали в мой личный кабинет. Оказывается, в «Райффайзен» для входа в личный кабинет можно сменить пин-код, не зная ни старого пин-кода, ни ключевого слова, ни пароля от личного кабинета на сайте, ни даже логина от личного кабинета, что вообще удивительно. В общем, введя данные одной только кредитной карты, жулики смогли повысить лимит на снятие и опустошили кредитную карту. Потом перевели туда деньги с моего накопительного счёта с дебитовой карты этого же банка и пошли, такие красавчики, обналичивать. Купили два айфона X, - рассказывает пострадавший.

Но и это ещё не всё. За вывод денег с банкомата с кредитной карты даже при оставшемся нуле банк взял приличную комиссию, вогнав обкраденного в минус.

- Итого – на сегодня на ровном месте я должен банку порядка 400.000 рублей, которыми даже не пользовался. 363 тысячи – украли жулики, а остальное – комиссия за их обнал, на которую ежедневно ещё накручиваются проценты. Банк звонит мне каждый день и требует вернуть деньги. То есть у жуликов – айфоны, а у меня долги. Честно говоря, для меня стало сюрпризом, что у любой семьи можно похитить всё накопления и вогнать в минус, - говорит Никита.

Новость о свалившемся, как снег на голову, долге – стала для молодого человека только началом испытаний. В банке клиент с десятилетним стажем, по его словам, не нашел понимания.

- Огромные дыры в безопасности обслуживания. Я знаю, что в некоторых банках подозрительные транзакции пресекаются. При снятии крупных сумм клиенту звонят из службы безопасности удостовериться, он ли снимает деньги. Ничего такого в случае со мной сделано не было. Ещё меня поразило то, что при установленном факте хищения, при наличии уголовного дела банк даже не может простить мне доставшуюся от жуликов комиссию и даже остановить её процентный рост, чтобы хоть как-то облегчить потерю. Банк говорит, что я должен найти преступников и взыскивать комиссию с них! А мне никаких послаблений не полагается, потому что это неотъемлемая часть пользования кредитной картой. Им надо, чтоб я отдал до копейки всё то, что у них не брал и ещё и заплатил за то, что их банкоматы обслуживают воров.

Кроме того, по словам пострадавшего, «Райффайзен» не выдает полиции записи со своих видеокамер, на которые должны были попасть обнальщики, хотя такой запрос полицией был подан. А ещё - не выдает данные о картах, на которые жулики попытались вывести средства Никиты, прежде чем у них это не получилось и они вынуждены были идти в банкоматы. Говорят, что эта информация – коммерческая тайна.

- Но о какой тайне речь, когда с моего личного кабинета мои деньги переводятся не мною на какие-то чужие карты? – возмущается Никита.

Поняв, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, Никита Аронов объявил о намерении судиться с банком. Для сопроводительной помощи в суде он обратился к юристу Александре Баязитовой, автору популярного ютуб-канала о финансовых махинациях «Адские бабки».

- Таких ситуаций, как у Никиты сегодня тысячи, а может десятки тысяч. Я вас уверяю, что любой другой банк при большой сумме похищенного будет вести себя так или примерно так. Фактически банки стали давать доступ к вашим деньгам, опять же не к кошельку, а ко всем накоплениям вашей семьи проще, чем доступ к электронной почте, там хотя бы вы можете настроить двухфакторную идентификацию. В том же «Райффайзине» для входа в личный кабинет по факту достаточно номера карты. Я вам скажу более – мошенникам даже не надо было ее красть у Никиты, достаточно было запомнить ее номер, либо незаметно сфотографировать, - комментирует случай Никиты Баязитова. - При этом банк пытается всё свалить на клиента – мол, невозможно, оказывается, носить вместе телефон и карту. Но Никита в данном случае не нарушил ни одного даже мыслимого и немыслимого правила безопасности. Он не вводил свой логин, он не вводил пароль, он никому не говорил свой пин-код, он не писал его на карте, он даже заклеивал секретный код сзади карты!

В ситуации с Никитой наводку мог дать кто-то из сотрудников банка: уж больно гладко всё произошло! – считает эксперт. Охотились конкретно за картой «Райффайзена» и всего за несколько часов смогли полностью обнулить все сбережения, сходить в магазины, купить айфоны и т.д. Слишком много совпадений.

Но Никите Аронову всё-таки немного повезло – полиция возбудила уголовное дело, тогда как часто в похожих делах присылает отказ.

Следователь СО ОМВД России по Пресненскому району Москвы Саглара Сангаджиева не комментирует ход расследования.

- Нет, не могу ответить на вопросы, во-первых, во-вторых я сейчас очень занята. До свиданья, - коротко ответила следователь на просьбу о комментарии спецкора «НИ».

Комментарий эксперта:

Александр Вураско, специалист в области информационной безопасности, бывший заместитель руководители управления "К" МВД России:

Описанный случай скорее экзотический, потому что использована очень сложная схема. Организована она таким образом, что у человека одновременно украли и получили доступ и к карте банка, и к сим-карте телефона, и он этого не заметил. Все рычаги защиты были разом преодолены. Всё равно что украли разом и ключи от квартиры, и страницу из паспорта с регистрацией.

Молодому человеку по-хорошему надо судиться с банком в рамках гражданско-правовых отношений и пересматривать условия. Ситуация сложная, потому что в договоре, скорее всего, прописано, что клиент должен обеспечивать сохранность банковской карты и сим-карты мобильного оператора. Банк может сыграть на нарушении условий договора. Пострадавшему необходимо добиться от банка письменного изложения ситуации, где было бы зафиксировано, по каким именно основаниям банк не считает нужным компенсировать кражу.

Что нужно делать, чтобы не попасть в такую ситуацию?

  • Прежде всего, необходимо заботиться о сохранности не только банковской карты, но и мобильного телефона. В наше время уже сам мобильный телефон является платёжным терминалом, и потеря контроля над ним – всё равно, что потеря контроля над своим банковским счётом – может очень дорого стоить человеку. Возникающие риски с телефоном – это по сути плата за то, что вы не ходите в сам банк, а управляете своими деньгами из дома.
  • Необходимо понимать, что практически все банки сегодня имеют мобильные сервисы, позволяющие дистанционно управлять своим банковским счётом со своего мобильного телефона, и в случае утраты сим-карты или телефона этим могут воспользоваться злоумышленники.
  • Как заботиться о сохранности телефона? Для облегчения тех ситуаций, когда из телефона вытаскивают сим-карту и телефон возвращают незаметно, на телефоне должен быть установлен пароль, и сама сим-карта должна быть запаролена, чтобы даже если её вытащили, то не смогли бы ею воспользоваться. В современных телефонах можно настроить блокировку телефона при замене сим-карты.
  • Непосредственно в банке необходимо ознакомиться со всеми условиями использования всех банковских сервисов. Внимательно прочитать договор, понять, какие там могут быть подводные камни. Если при помощи одной только сим-карты можно перехватить все данные: поменять данные личного кабинета, пароли, пин-коды, логины и что-то еще, нужно принять все меры, чтобы было невозможно извлечь сим-карту из телефона или не пользоваться услугой личного кабинета вообще, отключить её.
  • При малейшем подозрении, что у вас украдена карта или телефон или сим-карта нужно срочно связываться со своим банком и блокировать банковскую карту. Также нужно звонить мобильному оператору и блокировать сим-карту.
  • Если есть вероятность, что окажетесь на отдыхе, то заведите для таких случаев отдельный запасной телефон, к которому не будет привязан мобильный банк, телефон с мобильными банками не нужно брать с собой на отдых.

«НИ» обратились в «Райффайзен банк» с просьбой прокомментировать случай с Никитой Ароновым. В технической поддержке банка ответили, что не могут предоставить оперативный комментарий.

«На текущий момент в сроки конкретные предоставить вам не сможем, к сожалению, так как коллеги обрабатывают запросы в порядке очереди», - ответили нам в службе поддержки на официальной страничке «Райффайзен Банк» в Facebook.

Коллеги из другого издания поделились с редакцией "НИ" ответом «Райффайзен Банк» на их запрос по аналогичной теме, который не был опубликован:

«Банком ранее была уже проведена тщательная проверка по заявлению клиента. Проведение оспариваемых операций стало возможно только из-за того, что клиентом были утрачены как телефон, так и карта, при этом информация об их утрате до совершения операций от клиента не поступала. В такой ситуации у банка нет оснований для возмещения спорных операций из собственных средств. Все банки ищут оптимальный баланс между удобством платежных сервисов для клиентов и их безопасностью. По этому показателю наши карты и онлайн-банк соответствуют современной рыночной практике: в случае утраты чего-то одного (только карты без ПИН-кода или только телефона) критичных последствий не будет. Но даже в этом случае клиент должен сразу сообщить о потере или краже в банк. Полный доступ к картам и телефону позволяет пользоваться удаленными сервисами – мобильным банком, например. В этом случае ответственность за безопасность лежит на клиенте – необходимо как можно быстрее сообщить в банк о пропаже. Банк сразу заблокирует карты и онлайн-банк, у третьих лиц не будет возможности провести операции. Бывают ситуации, когда клиент может не сразу обнаружить пропажу карт и телефона. На такие случаи мы предлагаем программу страхования. Решение о её подключении остается за клиентом».

Подобные объяснения от банка слышал уже не раз, но они совершенно не соответствуют действительности, говорит Никита Аронов.

- Никакого тщательного расследования банк не проводил. Это даже из этого ответа видно: они пишут, что у меня украли мобильный телефон, а украли у меня сим-карту, это большая разница, потому что в телефоне много другой банковской информации, а на сим-карте её нет. Во-вторых, «современной рыночной практике» они не соответствуют. У других банков, таких как Сбербанк, Сити, Промсвязьбанк сменить пин-код через мобильное приложение просто нельзя. У других банков нельзя, зная только данные карты, получить доступ к депозиту и украсть деньги ещё и с депозита. Это откровенная дыра в безопасности. Наконец, они упирают на то, что я должен был сообщить об утрате карты ДО того, как жулики успели снять деньги. А по закону (161 ФЗ, статья 9, часть 15) у меня есть целые сутки после незаконной операции, чтобы сообщить банку о ней, после чего «оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица.

Редакция «НИ» будет следить за развитием ситуации.