Posted 5 августа 2021,, 12:10

Published 5 августа 2021,, 12:10

Modified 7 марта, 13:17

Updated 7 марта, 13:17

Летать будет не на чем: Россия сильно рискует, рассчитывая на водородную энергетику

Летать будет не на чем: Россия сильно рискует, рассчитывая на водородную энергетику

5 августа 2021, 12:10
Использовать водород в качестве авиационного топлива в нашей стране не умеют, а поэтому замена им углеводородов в ближайшие десятилетия немыслима.
Сюжет
Авиация

Андрей Злобин, кандидат технических наук, математик

Когда в очередной раз слышишь о близких перспективах водородной энергетики, возникает двойственное чувство. С одной стороны, конечно, перспективы водорода очевидны и работы в этом направлении в мире ведутся давно и серьезно. Но с другой стороны, нужно понимать все трудности на пути широкого внедрения водорода как альтернативы нефти и газу. Россия уже два раза наступала на грабли Звездных войн. В первый раз это заставил сделать Рональд Рейган, напугавший размещением разного рода фантастических вооружений в космосе. Второй раз России удружили собственные «перестройщики», накупившие за границей массу Боингов и Эйрбасов, практически угробив тем самым отечественный авиапром. Теперь вот водородная энергетика. На самом деле, если глубже вникнуть в существо дела, водородная энергетика может настолько сильно ударить по авиационной отрасли, что от нашей авиации вообще ничего не останется. А Россия с ее гигантской территорией и есть авиация. Эти два понятия ничем друг от друга не отличаются.

Казалось бы, какая связь — энергетика и авиация? Связь самая непосредственная, поскольку в энергетике больших мощностей и в авиации важнейшую роль играют газотурбинные двигатели. Этим же двигателям не меньшая роль отводится на газоперекачивающих станциях. Если бы все делалось с умом… Увы, как это часто бывает в России, директивно «отводородить» могут все разом. Принижение роли нефтепродуктов приведет к падению уровня их добычи и переработки. И вот тогда выяснится, что в энергетике нефть и газ будут быстрее вытесняться из широкого использования в качестве топлива, а авиационные технологии будут не готовы отказаться от керосина и бензина. Две огромных топливных отрасли страна одновременно вряд ли потянет. Российскую авиацию при этом опять ожидает коллапс. Если кто-то думает, что российский авиапром успеет быстро подстроиться под водородное топливо, то это глубочайшее заблуждение. Стационарные энергетические газотурбинные установки перевести на водород проще, чем авиационные двигатели. В итоге все достижения, которыми сегодня гордиться Россия, и Суперджет, и МС-21, и Ил-112, и Ил-114 и другая новая авиационная техника разом превратятся в гору никому не нужного хлама.

У нас в стране был опыт использования водорода в качестве авиационного топлива. В 1988 году состоялся уникальный полет самолета-лаборатории Ту-155, один из трех двигателей которого (НК-88) работал на водороде. Это замечательное достижение российских ученых и инженеров, которым можно по праву гордиться. Но от первого эксперимента до крупносерийного производства отечественных гражданских авиалайнеров на водороде еще очень и очень далеко. Сложными являются системы хранения водорода на борту самолета, его подачи в двигатель, контроля утечек, защиты от пожара, поскольку водород в смеси с воздухом крайне взрывоопасен. Кроме того, водород имеет малую плотность и занимаемый им объем потребует увеличения топливных баков, что приведет или к увеличению размеров самолета, или к сокращению числа пассажирских мест. Самолеты на водороде нужно будет создавать опять с нуля…

Итак, когда мы в нынешней ситуации говорим о водородной энергетике, мы вновь рискуем всем авиапромом, который с большим трудом начал дышать. Это совсем не значит, что нужно прекратить исследования по водороду и задвинуть это направление на задворки научно-технического прогресса. Ни в коем случае. Просто нужно отдавать себе отчет о сегодняшних реалиях. В ближайшие десятилетия отечественные гражданские самолеты не будут летать на водороде, и водородная энергетика пока не имеет соответствующей смежной авиационной перспективы. Без этого все разговоры о водороде в энергетике — дилетантство и однобокость мышления. Сегодня это «Звездные войны-3», ввязавшись в которые Россия окончательно останется без авиации.

Что делать? Немедленно возрождать отечественные школы геологоразведки и активнее искать новые месторождения нефти. Правда для этого требуется развитая малая авиация, которую тоже успели угробить... Когда я слышу об отечественной авиатехнике 5-го поколения, меня терзают смутные сомнения. Тридцать лет (!) современная Россия не может сделать «кукурузник». Позор вселенского масштаба. Недавно по телевидению заслуженный пилот СССР и заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов замечательно отозвался об этом маленьком самолете-труженике Ан-2. Ведь проще простого не изобретать велосипед, а просто возобновить крупносерийное производство этих машин, великолепно зарекомендовавших себя, включая сферу геологоразведки. Вот пример. Знаменитый авиаконструктор А.Н.Туполев за девять месяцев с июля 1945 по март 1946 года полностью скопировал американский бомбардировщик B-29, разобрав его по винтику. Уже в 1947 году отечественный стратегический бомбардировщик Ту-4, аналог B-29, совершил свой первый полет. А ведь это большой самолет и первый носитель советского ядерного оружия. Не нужно слушать дилетантов, которые критикуют кукурузник за то, что он якобы устарел. Полная чушь. Я утверждаю, что России сегодня жизненно необходимо крупносерийное производство Ан-2 и их двигателей. Даже если каких-то чертежей не сохранилось, проще простого разобрать один самолет по винтику и быстро выпустить необходимую серию. Ну странно же, честное слово. Для страны, в которой внедрены и САПР, и 3-D моделирование, и трехмерные сканеры, и 3-D принтеры, и аддитивные технологии, и станки с ЧПУ большой проблемой является производство кукурузников. При таких суперсовременных технологиях, максимум через полгода российская малая авиация должна получить новенькие, с иголочки, самолеты Ан-2. Нельзя же всерьез полагать, что на производство кукурузников потребуется больше времени, чем на создание самолета-носителя атомной бомбы. Или дядя Вася с кувалдой и зубилом выпускал во время войны аналогичные кукурузники-бипланы По-2 быстрее, чем современные российские авиакорпорации со всеми их трехмерными технологиями? Тогда курам на смех все эти технологии.

Еще и еще раз подчеркиваю, вопросы энергетики и авиации связаны неразрывно и замена углеводородов на водород в ближайшие десятилетия для нашей страны немыслима. Уж если Россия и впряглась в нефтяную упряжку, то коней на переправе не меняют. Быстрое возрождение малой авиации, геологоразведки, поиск новых месторождений нефти — пока единственно верный путь для отечественной энергетической и авиационной отрасли. Во всяком случае, это мое мнение как специалиста. А я представляю в высшей степени компетентные научные и инженерные школы. Окончил «Энергомашиностроительный» факультет МВТУ им.Баумана по специализации «Авиационные газотурбинные двигатели», факультет «Вычислительной математики и кибернетики» МГУ им.Ломоносова, длительное время работал в Центральном институте авиационного моторостроения ЦИАМ, в том числе, начальником сектора «Двигатели беспилотных летательных аппаратов». Я категорически не рекомендую в масштабах страны делать ставку на водород — «Звездные войны-3».

"