Posted 8 мая, 13:39
Published 8 мая, 13:39
Modified 8 мая, 13:41
Updated 8 мая, 13:41
Игорь Злобин
Американский журнал Foreign Affairs объяснил, в чем заключается эффективность украинских атак на российские НПЗ. Заводы сокращают объемы переработки нефти в различные виды топлива, порождая тем самым дефицит бензина и дизельного топлива в самой России.
Эксперты издания уверены, что Украина должна продолжать наносить удары по российским нефтеперерабатывающим заводам. Они подсчитали, что с октября 2023 года ВСУ провели примерно 20 атак по российским НПЗ, урон нефтеперерабатывающим мощностям составил около 14%. Производительность НПЗ сократилась на 900 тысяч баррелей в сутки.
При этом отремонтировать установки будет и тяжело, и дорого из-за их размеров и сложности оборудования, купить важнейшие компоненты для которого России будет крайне трудно в условиях санкций. Так что правительство РФ вынуждено было ввести полугодовой запрет на экспорт бензина. Более того, России, по данным издания, приходится самой импортировать топливо.
Администрация США тактику Киева критикует за то, что цены на бензин растут, а, стало быть, у американского обывателя возникают крайне неудобные для президента Джо Байдена вопросы как раз в период предвыборной кампании. Уже неоднократно сообщалось о том, что США просили Украину прекратить эти атаки.
Однако аналитики уверены, что позиция Вашингтона в этом вопросе ущербна, поскольку атаки на российские НПЗ, по их оценкам, не окажут большого влияния на мировые энергетические рынки. Напротив, утверждают они, эти атаки снижают способность России перерабатывать нефть в продукты, пригодные для использования, не влияя при этом на сами объемы добываемой и экспортируемой ею нефти.
Более того, теряя свои перерабатывающие мощности, Россия должна экспортировать больше сырой нефти, а это ведет не к росту цен, а к их снижению. Издание утверждает, что Россия уже стала продавать за рубеж больше нерафинированной нефти. До тех пор, пока ВСУ будет атаковать российские НПЗ, цена на нефть для западных потребителей расти не будет.
И это действительно уже происходит. В среду, 8 мая, цены на нефть на торгах даже упали, так как промышленные данные показали рост запасов сырой нефти и топлива в США, а это является признаком слабого спроса. Кроме того, появились и, пока что осторожные, ожидания по увеличению предложения.
А вот в самой России все иначе: и бензин, и солярка, по утверждению издания, только дорожают. Тем самым Украина добивается того, чего не могли достичь ее западные союзники с помощью санкций, включая и потолок цены на российскую нефть.
Тактика ударов по НПЗ при ограниченных рисках, приносит Украине только выгоду, не вредя при этом Западу. Сокращая доходы России и снижая ее возможности перерабатывать сырую нефть в топливо, необходимое для работы танков и самолетов, ВСУ не ставят под угрозу мировые поставки энергоносителей и не влияют на рост мировых цен. А избегая ударов по нефтепроводам и крупным терминалам по экспорту сырой нефти, они смогут и дальше поддерживать этот баланс, уверены эксперты.
Они считают крайне важным именно тот факт, что Украина атакует НПЗ, а не нефтяные месторождения или инфраструктуру экспорта сырой нефти. Эксперты издания утверждают, что возможности России по хранению нефти ограничены, а уже добытую нефть, при отсутствии работающих НПЗ, складировать для последующего использования невозможно. В итоге, российским производителям придется либо увеличить экспорт сырой нефти, либо закрыть скважины, сократив добычу. Причем сокращение для России болезненнее увеличения экспорта.
В случае закрытия скважин, а не увеличения экспорта, цены на нефть неизбежно вырастут, и этого боятся США. Однако и Россия столкнется с резким ростом стоимости нефтепродуктов, при меньших экспортных доходах.
По данным издания, за последние месяцы оказалось, что Россия ожидаемо экспортирует больше сырой нефти, тогда как экспорт топлива почти достиг исторического минимума. Западные рынки, вероятно, не страдают, но Россия чувствует удар.
Кроме того, эксперты издания полагают, что удары по российским НПЗ вряд ли приведут к расширению конфликта, поскольку и Россия, со своей стороны, ведет длительную и гораздо более масштабную кампанию по уничтожению энергетической инфраструктуры Украины.
А вот что касается позиции США, то издание уверено, что они не должны ни помогать Украине в проведении атак НПЗ, ни публично их поощрять, но при этом не должны и пытаться отговорить от них Киев. И хотя, конечно же, эта тактика не вынудит Россию уступить в конфликте, зато сделает его намного более сложным и дорогостоящим, что, в свою очередь, облегчит Украине ведение мирных переговоров, когда для них наступит время.
Как уже объясняли эксперты «Новых Известий», хранение самой нефти для России на самом деле проблемой не является, поскольку можно просто «закрыть» скважины. Проблема — как раз заключается в хранении нефтепродуктов.
На это указывал директор Центра исследований в нефтегазовой сфере НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин. Он также признал тот факт, что за счет сокращения производства бензина объемы продаж сырой нефти действительно выросли:
«Производство бензинов в России из-за повреждения инфраструктуры сокращается. С начала года эта цифра составила 14%.
Однако за счет того, что нефтяные компании накопили 2 миллиона тонн запасов, на рынке это никак не сказалось. Напротив, продажи выросли на 2%. К тому же действует запрет на экспорт бензина. Пусть он картины не делает и составляет не больше 10-15% от всего производимого объема, однако в нынешней ситуации каждый процент важен».
Кроме того, Кулагин объяснил, почему Россия не создает запасов сырой нефти:
«Главные резервы России — в ее недрах. Наша страна никогда не держала большие запасы, потому что производители всегда могли поставить топливо на свой рынок. Только импортеры, как, например, Европа создает запасы и газа, и нефти. Наша кладовая — сибирские месторождения.
Главное для правительства — избежать дефицита ГСМ. Если дроновая угроза останется на таком же высоком уровне, как этой зимой, уже сейчас следует начинать думать, как выходить из ситуации, когда нефть есть, а бензина или солярки нет».
Немаловажно в этой ситуации и то, что у России есть партнеры, которые всегда смогут ей помочь, поскольку их нефтеперерабатывающие мощности простаивают, а дроны им не угрожают:
Прежде всего, Беларусь, которая избыточна по мощностям. «Они работали раньше по схеме: брали российскую нефть, перерабатывали и отправляли нефтепродукты в Европу. Сейчас эти схемы уже неработоспособны, зато эти мощности, при необходимости, могут быть задействованы как раз для балансировки российского рынка. И более того, естественно, для этих предприятий это выгодно. Им интереснее работать, а не стоять. А помимо белорусских НПЗ, есть варианты торговли со странами Средней Азии», — добавляет эксперт.
К тому же, как сообщили 8 мая российские СМИ, правительство может временно снять на два месяца действующий с 1 марта запрет на экспорт бензина. Это предложение сделало Минэнерго, которое пояснило, что сейчас рынок как раз перенасыщен топливом, а вот в июле–августе, когда внутренний спрос на топливо будет расти, и к тому же возобновятся профилактические ремонты на НПЗ, эмбарго можно будет вернуть.