Рус
Eng
Блогосфера, 13 января: не стоит искать расизм там, где его нет и не было

Блогосфера, 13 января: не стоит искать расизм там, где его нет и не было

14 января 2018, 18:48В миреPhoto: H&M
Шведская компания по торговле одеждой H&M разместила фото чернокожего мальчика в толстовке с надписью "Самая крутая обезьянка в джунглях". И это вызвало скандал мирового масштаба: знаменитости отказывались от сотрудничества с фирмой, в ЮАР разгромили её магазин. Но справедлив ли такой гнев?

Шведская компания несколько дней назад извинилась за рекламу. Однако чернокожие активисты ЮАР считают, что одних извинений недостаточно. Вчера атакам подверглось сразу несколько магазинов в южноафриканских городах Йоханнесбурге и Претории. Нападения координировались леворадикальной партией "Борцы за экономическую свободу", которая сочла рекламу H&M вопиющим проявлением расизма. "Время для извинений за расизм прошло. Должны быть последствия", - написал в "Твиттере" пресс-секретарь партии Мбусени Ндлози и выложил фотографии, на которых активисты врываются в магазины H&M.

Сразу в нескольких странах ранее прозвучали призывы к бойкоту продукции H&M, в то же время Терри Манго, мать ребенка, который стал моделью для фотографии, сказала, что не считает рекламу оскорбительной. Она призывала критиков H&M перестать раздувать скандал.

"Давал комментарий на радио Москва 24 по поводу "Самой крутой обезьянки в джунглях", - пишет Андрей Арно, бизнес-тренер и консультант по маркетингу и развитию бизнеса. - Первая реакция "немаркетинговых" людей выражается в "праведном" антирасистском гневе, что никчемный отдел маркетинга допустил такой ужасный ляп.

Но постойте! H&M это вам не Pupkin&Co. Там сидят серьезные профессионалы, которые в маркетинговые шахматы играют уж получше нашего. Иначе бы в этой толстовке был бы белый мальчик. Но белый мальчик в зеленой толстовке с надписью "Самая крутая обезьянка в джунглях" это просто милая шутка навеянная творчеством Дарвина и не более. Ни скандала, ни ажиотажа. Китайский мальчик тоже, наверняка такого ажиотажа не вызвал бы.

Рекламный ход удался. H&M подхватил знамя рекламного эпатажа выпавшего из рук Benneton. О компании все говорят. Она на слуху. Я с удовольствием куплю такую толстовку своей Маше, потому, что для меня именно она самая крутая обезьянка в местных джунглях. Нет тут почвы для расизма. Есть прекрасная возможность для паразитирования на этой проблеме. И эти настроения H&M замечательно использовал в сою пользу.

Помню в начале 2000-х я учился в Лондоне и подрабатывал на Bagel Factory расположенной на вокзале Виктория (продавал бейглы). И вот, ко мне, однажды подошел афро-англичанин и очень грубо потребовал дать ему бейгл бесплатно. Я естественно отказал. Кто же хочет оплачивать хамство из своего кармана, да и без хамства бесплатные бейглы могут быть только при коммунизме. Знаете, какой аргумент он привел, чтобы настоять на своем? "Ты не даешь мне бесплатный бейгл потому, что я черный!". В этот момент я понял, что у расизма есть две стороны. Одна связана с угнетением, а вторая на паразитировании на стыде расы, которая угнетала. Так, что по большому счету все дети похожи на маленьких обезьянок. Белые, черные, желтые, красные. Если мы действительно считаем друг друга равными, то эта толстовка может оскорбить лишь чувства невежества и ксенофобии. А маркетологи H&M круты. Начинается эра рефлексивного маркетинга".

"По поводу якобы нетолерантного и оскорбительного демарша с чернокожим мальчонкой и надписью "Самая прикольная обезьянка в джунглях" на его толстовке, - пишет Сергей Ашарин. - Знаете, иногда вы сами себя сливаете, начиная защищать от фашизма и расизма тех, о ком якобы позаботились и кого защитили.

Объясните: почему чернокожий мальчик не может носить надпись про обезьянку? Она его оскорбляет, она на что-то намекает, она является каким-либо доказательством ваших подавленных суждений? И по мне ненормально с пеной у рта доказывать, что по отношению в белому мальчику слова про обезьянку в джунглях звучат менее вызывающе. Потому что ... ну вы сами понимаете...

А я не понимаю.

Если азиат наденет майку "Я смотрю на мир с широко открытыми глазами", то кто-то найдет в этом проявление расизма, а я нет. Потому что блин, это просто устойчивое выражение и мне плевать на разрез глаз обладателя майки. Чернокожий мальчик может носить надпись про обезьянку, потому что для меня он прежде всего мальчик со смешной надписью, а не ЧЕРНОКОЖИЙ мальчик.

У меня есть соведущая. Она мулатка. И как-то раз во время дубля я сказал про "перестань на все смотреть в черном цвете", то ли что-то про "черный юмор" или какую-то другую хрень веселую. Потом осекся, все поржали, включая её. Конечно, постебали тему, что если б я произнес это в Америке, то уже звонил бы адвокатам.

И вдруг я понял офигительную штуку про себя: я никогда не обращал внимания на её цвет кожи, я шутил с ней ровно так, как шутил бы со всеми остальными, просто потому что она клевая. Не фильтровать свой базар при общении с людьми разных рас, вер и ориентаций - вот это, по моему, лучшее, что может случиться с человеком. Я про ощущение свободы в общении с людьми, с уважением, но без зашоренности. Потому что в остальных случаях, дорогие защитники, вы просто сами себя сдаете. Черный - иногда просто цвет".

"Ну просто классический американский скандал! - пишет Екатерина Мельдианова. - Надо отдать должное, у H&M реально какие-то чудаки придумывают и утверждают принты. В нынешней коллекции есть серия мужских футболок с надписью "Безработный" (Unemployed), а в прошлой так вообще ржака - были мужские свитшоты с крупной надписью "Девушки". На русском! И были представлены они worldwide, а не только в России. Кто это покупал, для меня загадка.

А надпись про обезьянку мне кажется вполне безобидной и даже забавной. Я бы такую толстовку и сама носила, и ребёнку могла бы купить, без проблем".

"Я, если честно, иногда путаюсь уже, - пишет Елена Львова. - Где ужас-ужас расизм, а где двойные стандарты. Ну, ок. Черный мальчик в толстовке с надписью "Самая крутая обезьянка в джунглях", белый мальчик в толстовке с надписью "Тигр что-то там". Все в шоке, фирма извиняется, убирает толстовку из продажи. А если наоборот. Белый мальчик в толстовке с обезьянкой, черный в толстовке с тигром. Тогда, ок? Все довольны и ничего из продажи не изымаем? То есть обидна сама обезьянка выходит? То есть все предметы для детей должны быть без обезьянок?"

"У меня в ленте многие выступили с осуждением, - пишет Антон Моисеенко. - И у меня возникло несколько вопросов по этому поводу.

Мне кажется, что H&M-то как раз топит за diversity и все такое.Вот скажите мне, если бы эта толстовка была на белой девочке, что бы вы подумали, мои дорогие борцы с расизмом? Хотя, можете не отвечать, я и так знаю: "Как это мило... Какая няшка... Мимими..."

Тогда почему вы так не подумали когда увидели этого темнокожего мальчика? Ведь это такой же весёлый ребенок, который любит баловаться, кривляться и так далее. Просто обычный ребенок. Может прежде, чем осуждать кого-то, стоит сначала разобраться со своим восприятием мира? И привести в порядок голову?

Ведь, это именно в вашей голове возникло сравнение этого мальчика с обезьяной. И вы испугавшись этой мысли сразу отправились в очередной "крестовый поход".

"Вылезает сразу обида - за многовековое рабство, за все обиды, унижения и оскорбления, за нынешнюю жизнь в гетто и бедность, за Фергюссон и черт его знает что еще, - пишет selyanka1. - Кто в Америке не жил, тому американских тараканов в голове не понять. И по этому поводу в англоязычном мире уже 3 дня кипеж, протесты, угрозы, статьи в газетах и дебаты на телевидении. Примечательные все-таки приоритеты. Не то, чтоб людям кроме курточки заняться было нечем, есть им чем заняться. Но видно, в каком месте сильнее накипело. Ох, накипело!

Вот интересно, дойдет ли когда до запрета Отелло, как расистской пьесы? Образ какой-то сексистско-криминальный... как Шекспир смел его вообще черным сделать? Ну натуральный ж расист!"

"Почему вдруг появился запрет на добродушные прозвища вроде макаронники (итальянцы), лимонники (англичане) или шоколадки (темнокожие)? - пишет телеграм-канал Красный Сион. - Требуем от своих коллег из Гардиан и других СМИ принести извинения за совершенно неуместное комсомольское рвение. Никто не станет хуже думать о великом Пеле хуже, потому что он цвета горького шоколада, а не ванильной капучинки. Никто всерьез не полагает оскорбить сравнением со сладостью - иначе бы миллионы темнокожих сами бы не сравнивали себя с разными сортами шоколада и не предлагали бы добавить молочка в их какао.

Расизм в цивилизованном обществе остался только в головах ультралиберальной элиты. Хватит обижаться на каждую кривую надпись на маечке и фотку в инстаграме - лучше собирайте отряды добровольцев и езжайте спасать черных рабов Ливии. Это действительно доброе и важное дело, как и помощь нашим африканским и азиатским братьям живущим на доллар в день. А пока вы не отдали свои особняки и состояние шоколадным ангелам - прочь с наших глаз!"

"Крики о том, как они посмели и о расизме головного мозга поднялись так быстро, что голос матери ребёнка, которая ничего плохого в этой фотографии не увидела, как-то затерялся, - пишет Тина Канделаки. - В эпоху диктатуры толерантности вообще не принято спрашивать мнения "пострадавшей стороны".

Сегодняшняя история с "таблички шоколадками" московского "Спартака" из той же категории. Георгий Джикия, который, как мы узнали, отвечает в Спартаке не только за свой фланг, но и за соцсети, по-дружески постебался над сгоняющими набранный за Новогодние праздники вес одноклубниками. СМИ (в первую очередь британские) подхватили историю и раздули из неё расистский скандал. Попутно Россия у них снова стала обителью зла, куда ехать ни в коем случае не стоит - ни на ЧМ-2018, ни после.

Понятное дело, что ни Н&М, ни "Спартак" не имели никакого расистского подтекста в своих фотках и постах. Неравнодушная общественность легко додумала это за них. Но нельзя забывать важную вещь: все комментарии от лица организации, будь то бренд одежды или футбольный клуб, воспринимаются как официальная позиция. Пост с дружеской шуткой про шоколадных парней в инстаграме Георгия Джикии остался бы незамеченным.

Но официальная позиция клуба все меняет — сразу появляется огромное число желающих обидеться и возмутиться. И тут, как и в ситуации с мальчиком в толстовке, всем глубоко плевать, что об этих словах думают Лукас Фернандо и Луис Адриано, да и Зе Луиш с Квинси Промесом за компанию.

Поэтому обе эти идиотские ситуации должны быть в первую очередь не поводом поворчать на тему современных нравов, а уроком для пиарщиков. Ведь несмотря на комментарий матери мальчика в толстовке и мнения темнокожих игроков "Спартака" (которые обязательно появятся в СМИ), в деталях разберутся не все и неприятный осадочек после скандала останется у многих".

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter