Posted 19 сентября 2020, 08:58
Published 19 сентября 2020, 08:58
Modified 7 марта, 14:38
Updated 7 марта, 14:38
Виктор Кузовков
Оказывается, быстро растут не только чужие дети, но и боевые самолеты. Казалось, еще совсем недавно мы с интересом изучали первую информацию об американских стелс-истребителях F-22, и вдруг, как гром среди ясного неба, новость о том, что в США испытан прототип боевого самолета нового, уже шестого, поколения. С одной стороны, это закономерно – первый предсерийный истребитель F-22 «Raptor», с которого и началось пятое поколение, поднялся в воздух в 1997 году – довольно давно с точки зрения обычной человеческой жизни. А с другой стороны, сами американцы едва довели до ума следующий истребитель пятого поколения, F-35, а их конкуренты, в том числе и Россия, до полноценного серийного производства пятого поколения вообще пока не дошли.
То есть, боевые самолеты пятого поколения еще более чем актуальны. Более чем! И не совсем понятно, куда и зачем спешить. Но факт остается фактом – помощник министра ВВС США (да, оказывается, есть в этой миролюбивой стране и такое министерство) по закупкам, технологиям и логистике Уилл Ропер на днях заявил буквально следующее:
«Мы уже построили полномасштабный прототип и осуществили полноценный демонстрационный полет, и мы побили все возможные рекорды в этом плане».
Программа «Воздушное доминирование нового поколения» (Air Dominance Next Generation, ADNG) до сих пор была не очень на слуху. Секретность, которая её окружала, смогла создать ложное ощущение, что американцы вполне удовлетворены существующей в современной боевой авиации ситуацией и не очень спешат с созданием машин нового поколения. Более того, скорее, от российского ВПК приходили более интересные и обнадеживающие новости – в частности, было немало сообщений о том, что в РФ уже почти готов детонационный авиационный двигатель, много разговоров было о так называемом «квантовом радаре», а года полтора назад появились осторожные сообщения о том, что Россия может поднять в воздух прототип истребителя 6 поколения до 2025 года. Тогда это звучало и удивительно, и обнадеживающе – с учетом нашего катастрофического отставания в пятом поколении, идея перепрыгнуть через ступеньку и начать серьезно вкладываться сразу в шестое казалось очень рациональной.
Отчасти эта информация подтверждалась той неспешностью, с которой российская армия закупала вроде бы совсем готовый истребитель Су-57. Да и его доводка до состояния серийной, полностью боеготовой машина шла, мягко говоря, с какой-то ленцой. Откровенно говоря, есть полная уверенность, что если бы в дело не вмешался лично Путин, публично обещавший начать серийное производство Су-57, то он так до сих пор и оставался бы экспериментальным самолетом и демонстратором технологий. Даже у высокопоставленных военных не прослеживалось желания «кровь из носу» получить новейшие боевые самолеты. Очень странно, согласитесь? Если, конечно, не предположить, что они что-то знали и готовы были немного потерпеть и не вкладываться в заведомо устаревшую машину…
Поэтому подспудное стремление наших военных и конструкторов обмануть и обогнать всех было и логичным, и вполне читаемым. А вот от американцев такой прыти не ожидал никто. Хотя один, но очень серьезный довод в их пользу все-таки был – они привыкли быть безусловными лидерами в боевой авиации и вряд ли кому-то по доброй воле уступили бы это место. Тем более России, с которой у Вашингтона в последние годы как-то очень сильно разладились отношения.
О первом полете американской машины не известно почти ничего. В тайне держится даже информация о том, где проходили испытания, сколько прототипов построено, какие особенности есть у машины, какие конструктивные элементы используются. Не известно даже то, пилотируемый это самолет, или беспилотный. Скорости, высота полета, стелс-технологии – все это тоже тайна за семью печатями.
Зато много разговоров о цифровой инженерии, открытой архитектуре программного обеспечения, сетецентричности и обмене информацией со спутниками, беспилотниками, другими самолетами – в общем, очень много общих слов, из которых трудно выудить что-то конкретное. Как, например, расценивать слова Ропера о том, что они продемонстрировали «что-то действительно волшебное»? Это новая метла для Квиддича? Летать на нем будет Гарри Поттер?
Отчасти это можно объяснить – секретность. Кроме того, на данный момент не выработано даже четких ориентиров для машин шестого поколения. Какие параметры для него обязательны? Гиперзвук? Полная незаметность для радаров? Возможность автономно вести воздушный бой в беспилотном режиме? Запредельная для существующей авиации высота полета?
А раз так, то осторожность американцев можно понять – и ориентиры для конкурентов давать не хочется, и в лужу сесть нет ни малейшего желания. Ведь от следующего поколения ждут чего-то невероятного, и если сказать, что оно будет просто чуть-чуть лучше по ряду параметров, можно и финансирования лишиться, и без работы остаться.
Пока известно, что в США, как и в РФ, велись активные разработки в области ротационных детонационных двигателей. В случае успеха этих разработок (а это весьма вероятно), можно ожидать значительного прироста топливной эффективности новых двигателей. Это, в свою очередь, сулит либо резкое возрастание продолжительности полета, либо существенное увеличение скорости и высотности самолета. Конечно, даже в этом случае говорить о полетах в ближнем космосе, как это часто делают некоторые эксперты, не приходится. Хотя если подразумевать под этим высоты порядка 40 километров, то все становится более-менее правдоподобным.
Еще одним предсказуемым параметром новой машины можно считать возможность выполнения боевых задач в полностью беспилотном режиме. Отчасти это вытекает из первого пункта – возросшие скорости, пусть даже и не гиперзвуковые, могут привести к значительному увеличению перегрузок. А они были предельными для пилотов уже у машин четвертого поколения, достигая 8q. Логично предположить, что при решении некоторых задач пилот будет скорее мешать новой машине, нежели помогать – в угоду выживанию пилота некоторые пилотажные возможности придется просто ограничить.
Отчасти в пользу этой версии говорит и европейский проект истребителя шестого поколения, представленный англичанами в 2018 году на авиасалоне Фарнборо – «Темпест» (Tempest). Возможность летать и выполнять боевые задачи без пилота считается одним из ключевых параметров данной машины, хотя он предполагается универсальным – возможность пилотирования там тоже предусматривается. Характерно, что по остальным своим потенциальным характеристикам новый британско-европейский самолет не выглядит чем-то выдающимся – ни радикального роста скорости, ни значительного увеличения высотности не предусмотрено. Строго говоря, то, что планируют создать европейцы, можно охарактеризовать как стремление сделать все, как у самолетов пятого поколения, только чуть-чуть лучше.
Конечно, проводить прямые аналогии мы не имеем права, но рискнем предположить – американский самолет концептуально может оказаться чем-то подобным. То есть, несколько лучшим, чем F-22, но и не более того…
Отдельно стоит сказать и о так называемых «квантовых», или оптико-электронных, радарах. Разработки в этой области идут уже не первый год, и в России уже есть демонстрационный радар, созданный по технологии РОФАР. По мнению наиболее оптимистично настроенных экспертов, технологии радио-фотонного сканирования попросту уничтожат стелс-авиацию, как таковую. Ведь новый радар и мощнее старых, и гораздо гибче в плане спектра используемых частот, он может буквально создавать визуальный портрет целей на огромных расстояниях. А следующее поколение данных радаров, как ожидается, сможет использовать в своей работе парадокс квантовой запутанности фотонов, что гарантированно обесценить все современные наработки по обеспечению невидимости самолетов для радаров.
То есть, именно подобная перспектива могла подстегнуть США, Россию и других участников авиационной гонки вооружений закончить совершенствование машин пятого поколения, построенных «вокруг невидимости», когда все в самолете подчинено необходимости максимально снизить радиолокационную заметность. Увы, если F-22 станет видимым для радаров (пусть и нового поколения), он превратится в обычный, хотя и неплохой, истребитель-перехватчик. А если это случится с F-35, то его вообще можно будет списывать и поставлять в страны третьего мира – этот летающий арсенал без своей скрытности вообще к ведению современной войны не способен.
Поэтому весьма вероятно, что нам не стоит очень уж сильно паниковать по поводу внезапных американских испытаний. Если спусковым крючком для США (равно как и для нас) служит скорое появление новых, гораздо более зрячих, радаров, то весьма вероятно, что все «шестое поколение» сведется к созданию хороших, интересных, но вполне обычных боевых машин, не сулящих ни одной из сторон такого преимущества, какое в свое время дало американцам появление стелс-самолетов и истребителей пятого поколения.
И это, наверное, хорошо. Во всяком случае, для всех, кто не хотел бы прятать своих детей от ударов американской авиации…