Posted 8 февраля 2022,, 07:48

Published 8 февраля 2022,, 07:48

Modified 7 марта, 13:01

Updated 7 марта, 13:01

«Набор пустых звуков!» Зрители критикуют работу телекомментаторов на Олимпиаде

8 февраля 2022, 07:48
Спортивный комментарий, как известно, трудный жанр, требующий и знаний, и артистизма, и эмоциональности, и элементарной грамотности. Совместить все эти качества мало кому удавалось, а в современной России не удается вообще никому. Эта проблема снова и во весь рост встала во время трансляций из Пекина.

Мне повезло, я Озерова слушал!

Вот что пишет в своем блоге политтехнолог Алексей Куртов:

«Когда канадская фигуристка начала выступать под вальс Евгения Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», комментаторы даже не обратили на это внимания. Подумал – странно – ведь это отличный повод для патриота. Поговорить о влиянии нашей школы, культуры и т.п. Но нет, разговор шел только об исполненных элементах и оценках. Есть подозрение, что они просто не знают, кто автор и что это за музыка.

Давно уже грущу, что профессионализм наших комментаторов спортивных соревнований все ниже и ниже. Иногда случаются, конечно, подарки, как в прыжках в воду, но это счастливое исключение. Часто, увы, ищу нейтральную иностранную трансляцию, чтобы не слушать нашего бесноватого.

Попытаюсь сформулировать, чего я хочу от спортивного комментатора:

  1. Осведомленности и профессионализма. Он должен знать досконально вид спорта - правила, историю, тенденции, изменения, фаворитов, фамилии, рекорды, экипировку и т.п.
  2. Быть моим собеседником по эфиру. По возможности избегать крайних оценочных суждений. Разговаривать со мной, помогать понимать тонкости соревнований, а не истерично орать и нести чушь, показывая свою недообразованность. Не хочу слушать брызги заходящегося в псевдопатриотическом порыве истероида.
  3. Быть интересным и знающим закулисье этого вида спорта. Мне кажется, что здорово, когда комментатор может рассказать, что происходит вокруг соревнований, о взаимоотношениях спортсменов, тренеров, что их интересует, как они готовятся и т.д. Неплохо узнавать о месте проведения и его подготовке.
  4. Почему бы не сравнивать характеризующие разных спортсменов детали – рост-вес, диету, способы тренировок, производителей амуниции и оборудования и так далее. Ну, например, в фигурном катании давно не слышал о том, кто автор костюмов, музыки, в чем особенности хореографического решения и т.д. Это ведь не только спорт, но и зрелище.

Могу продолжать, но этого уже достаточно. Этому нужно учиться.

Мне повезло, я слушал Николая Озерова…»

На профессионалов спроса нет

Читатели были полностью солидарны с автором:

- На профессионалов давно уже нет спроса в большинстве мест, где сильно госучастие. В цене высшая степень лояльности начальству.

- То есть, вы хотите слышать из телевизора образованного, эрудированного, интеллигентного профессионала с отличным воспитанием, манерами и любовью к людям? Я правильно сформулировал? Как говорил табаковский Шеленберг: «… вы с ума сошли!»

- Интеллигентность и уважение соперников - я бы ещё добавил. Николай Озеров, Владимир Маслаченко, Коте Махарадзе, Ольга Вознесенская, мой друг Гена Орлов, Анна Дмитриева и конечно же ленинградский Виктор Набутов - вот, на кого ориентироваться и у кого учится надо было и даже ещё можно у некоторых.

- Я вовсе перестал спорт смотреть. Невозможно же… Не могу я смириться с тем, что любой суррогат нужно допускать в свои мозги. Слава Богу, память хорошая, все голоса и интонации комментаторов помню. Уж лучше светлая память, чем потреблять что попало.

- Если телевидение (и шире - публичное экспертное суждение) давно превратилось в крикливую пропаганду, то почему вдруг у спортивных комментаторов должно быть иначе? Особенно во времена, когда спорт (в восприятии заказчиков и многих обывателей) - это снова вторая политика

- Тоже обратила внимание на комментарии в фигурном катании. Даже сказала, что они мне Губерниева напоминают. Набор пустых звуков. Ты хочешь профессионализма, а это такая редкость. Слушать футбол по радио, это как его надо было комментировать?! И дело не в уехавших и, что нет достойных. Система отбирает «лучших». Каковы принципы отбора? Умеешь бумажный самолётик складывать, будешь самолётостроением заниматься и. т.д. Печаль.

Больше эмпатии, господа комментаторы!

Писатель Джон Шемякин высказался на ту же тему с другой, комической точки зрения:

«Когда мы научимся хвалить наших спортсменов, а? МатчТВ?! Санки... Это же ужас, это же, глядь, страх!!! Летит девушка по какому-то... желобу. И руками, руками ещё, а потом её мотает там, боже мой как! И некоторые в мотании переворачивается и затихают, а некоторые с лицом в крови, мотание преобразует в ускорение, и я не знаю как! Так суворовский солдат не летал в Альпах. А ему памятники! И что же наши комментаторы? В желобе скорость 100 с лишним км и дева в варежках мчит к повороту. Тут надо благоговейно выть всем наблюдающим.

А эти цедят через профессиональную губу какое-то снисходительное, мол, 14 место. Да это чудо и гарантия жизни, а не просто 14 место! Ликуйте! Молдавия вон 24 место! Это же прекрасно! Больше славных криков и похвал! А то профессионалы сидят у микрофона, говорят со вздохом, откашливаются при начале фразы, отмечают интонационно запятые. Где визг? Где хватание друг друга за уши и об стол в восторге? Где аааааа!!!

Серьёзно. Каренин комментирует скачки Вронского. Монокль в инее. Черепашья шея. "Что-с, пааажалуй, нааачнем, господааа...Что видим мы на сём ристалище? Некое состязание, характеризуемое набором правил верховой езды с искусственными и отчасти естественными препятствиями".

С другого полюса, правда, Губерниев. Тоже, знаете. Но все же гораздатее!!! Да!

Дайте жизни! Меня посадите рядом. Я ничего не понимаю, ни в чём не разбираюсь, но я в них всех заранее влюблён и буду спрашивать про всё, и петь, и выбегать. И поздравлять.

С трамплина в прыжках люди просто падают на прямых ногах с пятого этажа годами. Тут сразу улицы надо называть…»