Posted 29 марта 2018,, 06:52

Published 29 марта 2018,, 06:52

Modified 7 марта, 17:00

Updated 7 марта, 17:00

Андрей Воробьёв рассказал, что он сделает со свалками и мусором

Андрей Воробьёв рассказал, что он сделает со свалками и мусором

29 марта 2018, 06:52
Сейчас там идёт процедура рекультивации, дегазации и сбор фильтрата.

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв дал интервью «Эху Москвы», в котором прокомментировал кемеровскую трагедию и рассказал о «мусорной проблеме» и путях её решения.

Пот его словам, в Подмосковье поступает порядка 10 и 12 миллионов тонн мусора каждый год. И происходит это с далеких пятидесятых годов. Дело в том, что в Подмосковье до сих пор не было оборудованных полигонов. То, что мы называем полигонами, в простонародье зовется свалками. Там нет дегазации. Там нет защитного слоя, там нет сбора фильтрата и наша задача в очень короткое, сжатое время с одной стороны обеспечить закрытие старых свалок, которые смердят и которые беспокоят людей, с другой стороны — обеспечить утилизацию мусора. И это тоже противоречия, над которыми мы работаем.

Понятно, что выбросы сероводорода с полигона это очень, очень неприятное событие. И наша задача в самые короткие сроки устранить этот запах. Для этого мы первые в России, кто привлекли соответственно самые современные немецкие европейские технологии по дегазации. Сейчас все 15 полигонов проходят активную фазу активной дегазации.

Есть пассивная дегазация, когда трубу втыкают в свалку в тело полигона. А есть активная дегазация — это система трубопроводов, который собирает газ и затем при температуре 1160 на 1200 градусов его утилизирует. Это серьезная большая масштабная работа, которую мы сегодня ведем. Но действительно сейчас такой час Икс, очень напряженная обстановка и мы делаем все для того, чтобы пройти эту зону турбулентности.

Мы ничего не ждем, мы активно говорим. И в Коломне, и в Клину. Более того, каждый день мы делаем брифинг для того чтобы информировать людей о состоянии полигона. Понимая, что это вызывает справедливое беспокойство.

Просто сейчас эта тема очень накалена, политизирована. Н есть такой полигон Кулаковский, например, в Чеховском районе. Или полигон в Электростали или в Дубне, Дмитрове. Они тоже смердели. Просто такого накала не было и люди тоже аккуратно и вежливо просили нас закрыть эти свалки. И мы планомерно действуем и наводим порядок в этой сфере. Но махнуть палкой волшебной у нас не получается. Это большой серьезный труд. Конечно, сразу появились те, кто пытается спекулировать, кто попытается эмоционально взглянуть на эту проблему. Такие люди всегда есть в сложные моменты. Но и они должны стать нашими партнерами. И мы просим, чтобы к этой проблеме не относились так, знаете, левой ногой.

Полигонов было 39, но мы закрыли 24, которые просто-напросто отравляли жизнь огромному количеству людей. Главу Волоколамского района Гаврилова мы уволили по совокупности причин, по которым мы расстались с Гавриловым. И, прежде всего, связано с тем, что был потерян диалог с жителями.

Поэтому для нас стратегическая задача — не просто справиться с Ядрово, не просто провести там все мероприятия по рекультивации, но и, безусловно, обеспечить комплексный подход по благоустройству Волоколамского района, Волоколамска в частности. Это непростая, но очень интересная задача, с которой мы справимся.

Первым делом, что сделал новый глава Волоколамского района — это привлечение к ответственности тех, кто управляет полигоном. Это принуждение их к активным мероприятиям по сбору фильтрата, по дегазации, по защите полигона защитным слоем. И самое главное — выделение денег. Всё это мероприятие стоит порядка 120-140 миллионов рублей. Наша задача — чтобы полигон своевременно оплатил все эти расходы. Но не только. За беспокойство, которые принесли эти действия, наша задача, чтобы полигон ещё участвовал в благоустройстве, мероприятиях, связанных с жизнью города. Это совершенно нормальная практика.

Полигон Ядрово практически закрыт. Там идет процедура рекультивации.

Мы договорились, что до 15 июня обеспечим дегазацию, сбор фильтрата, мы закроем полигон за это время. С 15 апреля начинается активная работа по подготовке полигона к дегазации, это порядка 5 тысяч проколов, которые будут обеспечены. И соответственно полная рекультивация полигона, и он будет обтянут пленкой герметичной и соответственно запахи должны уйти раз и навсегда.

Жители Волоколамска не перекрывали дорогу, они преграждали определенное количество машин и просили нас обратить внимание. Что мы и сделали. Мы в постоянном диалоге с жителями. Но мы не можем одноразово в один прекрасный день утром закрыть все полигоны.

На это время кто-то отдал своих детей или вместе с детьми поехали в наши пансионаты и места комфортного пребывания. Более того, мы понимаем, что сейчас у кого-то ЕГЭ, у кого-то ОГЭ и соответственно стараемся учителей тоже попросить составить компанию что называется для пребывания детей, чтобы они не отставали от школьной программы.

Это больше похоже на заботу. Если людей беспокоит запах, это действительно очень неприятно и жутко неприятно. Поэтому у нас есть такая опция, такая возможность, и мы ее предоставляем. Потому что мы делаем всё, чтобы люди не оказались в сложной ситуации. Они уже оказались в сложной ситуации. Мы переживаем по этому поводу и делаем всё, чтобы выйти из неё как можно быстрее.

Потому что так жизнь устроена, что мы производим мусор. И вы производите мусор, и я произвожу мусор. И те, кто сегодня находятся в Москве и Подмосковье. Поэтому это серьезная тема. И вот так сказать, давайте закроем полигоны — это просто безответственно, мы, увы, не можем это сделать. Мы должны очень аккуратно модернизировать эту систему. Но можно ли ее модернизировать в одночасье. За 3-6 или 8 месяцев. Этого сделать нельзя. Потому что современная система утилизации мусора постоянно совершенствуется. И если недавно в Европе только 12% было мусоросжигательных заводов, то сейчас до 30% во многих странах дошла система мусоросжигания. Переработка, вторичная переработка, recycling так называемый, который вы хорошо знаете по европейской жизни и абсолютно не знаете по нашей.

О зарубежном опыте

В мусорном бизнесе в Московской области сын генерального прокурора Игорь Чайка не принимает участия. В мусорном бизнесе сегодня принимает участие не пойми кто. Это огромное количество непонятных людей, к сожалению…

Закон только сейчас дал право всем регионам Московской области, в частности и в Москве объявить конкурс на регионального оператора. Этот конкурс он завершается в мае 2018. И лучшие компании мы надеемся, их будет порядка 7-10 действительно придут в Подмосковье. Для чего? — для того чтобы региональный оператор на своей территории, это будет 7-8 кластеров, навёл действительно порядок, собирал качественно мусор, его перерабатывал, утилизировал. И затем уже захоранивал на своих полигонах. До сих пор этой системы, цивилизованной системы сбора, утилизации, переработки мусора у нас не существовало. Поэтому все регионы без исключения в нашей стране приступают к отбору региональных операторов.

У тех, кто нынче управляет этими полигонами, будут отобраны их права и лицензии. И начнут все это делать региональные операторы.

К сожалению, культура утилизации мусора в России оставляет желать лучшего. Я подробно изучал историю других стран, в частности такой передовой как Япония. Они тоже в 60-70 годах, сложно поверить, задыхались от смрада и в океан и реки сбрасывали свой мусор. Тогда они поняли, что так жить больше нельзя. И была создана целая государственная программа по разделению мусора, по его переработке. Тогда появились первые мусоросжигательные заводы. Именно в Токио, в Японии. Потому что люди просто сходили с ума. Они дышали нечистотами, этим смрадом и соответственно это большая работа за этот период получается, больше, чем 50, почти 60 лет сегодня позволяет говорить, что это самая чистая страна, одна из самых чистых стран на земле. Нам предстоит всем, всем регионам и Подмосковья в частности, потому что, 20-25% мусора страны находится в нашем мегаполисе. Москва и Московская область генерит порядка 10-12 миллионов тонн мусора. И мы должны очень внимательно к нему подойти.

До сих пор я повторяю, в нашем регионе были только свалки. И сейчас впервые мы готовим современные полигоны, которые собирают тот самый фильтрат не через 50 лет, не через 40 или 30, а собирают его в первый день своего существования. Именно сейчас мы строим полигоны, которые собирают и обеспечивают систему дегазации на пятый год существования, когда начинается активный этап гниения и разложения. Извините за подробности. Только сейчас мы овладели этими технологиями. Только сейчас у нас появились голландцы и немцы, те, кто в совершенстве занимался активно дегазацией в Европе несколько десятилетий назад.

Пока, увы, я должен признать, что сегодня мы полностью зависим от наших иностранных партнеров. И оборудование, и система трубопроводная, и технология проколов, которая у них закладывается изначально, когда строится полигон. Сейчас делается на основании европейских технологий, не наших.

Мы не можем, не умеем работать с органикой. Мы не разделяем мусор, мы не перерабатываем до сих пор органику в компост так называемый. Грунт можно сказать вторичный. Это нам предстоит сделать.

Я бы рекомендовал всем крепко задуматься регионам, особенно Москве и особенно Московской области о введении раздельного сбора мусора. Поэтому у нас, если вы спросите, сколько из 100 городов Подмосковья обеспечивает раздельный сбор мусора, я отвечу: классно, практически на высоком уровне на нашем отечественном — это Мытищи. Вторая идет Дубна. Но дальше — никого. Поэтому мы сейчас и региональным законом, и в школах, услышьте, мы начинаем вводить культуру раздельного сбора мусора. Стекло, соответственно…

Специальные контейнеры поставит тот региональный оператор, о котором я вам говорил. Он появится в мае. Потому что это инвестиции, нужно не только собрать мусор в отдельный контейнер, но и отдельно его увести и соответственно продать эти материалы на вторичную переработку. То есть это другая машина, есть грязная машина, есть чистая машина. Сегодня такого разделения нет. Только в Мытищах у нас есть грязная машина и есть чистая машина, которая приезжает 1-2 раза в неделю. Это целая технология, которая удивительно, но сегодня является для нас таким открытием, новинкой. Хотя во всём мире…

Лесная, Воловичи, Коломна. Там идет активная стадия дегазации полигонов. В Подмосковье сейчас работает 15 полигонов и везде собственники, частные компании ведут за свой счёт дегазацию этих полигонов. Поэтому, в том числе вот весной, почему сейчас в ближайших микрорайонах чувствуется запах. Мы знаем и переживаем за это. Потому что сегодня идет активная фаза дегазации по немецкой технологии. То есть, как я уже объяснил, это соответственно канавы, где прокладываются трубы для того чтобы собрать этот свалочный газ. Но в ближайшее время в мае мы зажжем там факелы, и этого запаха не будет.

Сегодня каждый житель Московской области платит примерно от 150 до 300 рублей, 3 рубля 18 копеек рекомендуемый тариф за квадратный метр. Посчитайте, сколько платит каждый примерно. Где-то он чуть выше, чуть ниже, то есть 200-300-400 рублей в зависимости от площади платит житель на утилизацию мусора. Если мы повезем его чуть дальше, это будет просто… Допустим в Европе, разделяя мусор в Германии, минимальная стоимость утилизации мусора это 20 евро. Соответственно это порядка 2-3 тысяч рублей в месяц на квартиру.

Наро-Фоминским мусоросжигательным заводом. Он, по-моему, первый у нас затевается к постройке.Первые два у нас в Воскресенском районе и Наро-Фоминском районе. Да, мы должны приступить к строительству в этом году.

Мы стараемся найти консенсус, и рассказываем подробно, возим на экскурсии, показываем, что сегодня мусоросжигательные заводы работают во всем мире в городах и в центре Парижа, в центре Токио, и в Москве есть мусоросжигательные заводы. Вы, наверное, тоже об этом знаете. И сегодняшние технологии, фильтры, которые используются, они обеспечивают абсолютно ноль выброса в атмосферу. Поэтому здесь, собственно говоря, как-то не верить этому нет оснований. Мы сотрудничаем с РТ-инвест так называемая, дочка «Ростеха» и они в свою очередь подписали соглашение с «Hitachi Zosen». Это швейцарско-японская самая передовая компания по утилизации, сжиганию мусора и я уверен, что у нас будут заводы просто построены на высшем уровне...

Сейчас серьезный вызов это мусор, это экология, а следующая за мусором проблема - отсутствие ливневок. Дело в том, что у нас как класс отсутствует ливневая канализация. И мы сейчас уже готовимся к тому, чтобы наши реки были чистые. Вы хотите, чтобы наши реки были чистые?

"