Posted 19 января 2021,, 08:48

Published 19 января 2021,, 08:48

Modified 7 марта, 14:17

Updated 7 марта, 14:17

Особо охраняемые природные территории Удмуртии могут пустить под лесозаготовку

Особо охраняемые природные территории Удмуртии могут пустить под лесозаготовку

19 января 2021, 08:48
Фото: Андрей Зыкин
Экоактивисты Удмуртии опасаются, что нынешним особо охраняемым природным территориям (ООПТ) угрожает вырубка. Все дело в том, что деловой древесины для лесопромышленной отрасли в республике почти не осталось, а глава региона намекает на необходимость использования ООПТ в экономических целях.

Тема особо охраняемых природных территорий обсуждалась на первом в этом году аппаратном совещании у главы Удмуртии Александра Бречалова. В частности, он отметил, что такие территории занимают 9,4% площади республики. По этому показателю регион занимает второе место в Приволжском федеральном округе. «Есть очевидные перегибы в этом вопросе. Нам нужно решить, какие территории должны сохранить статус, а какие будем развивать с точки зрения экономики», — посчитал Бречалов.

На данный момент в заповедный фонд Удмуртии входят 133 ООПТ общей площадью 396 тысяч га. Одна из этих территорий — национальный парк «Нечкинский» — имеет статус федерального значения. 127 ООПТ общей площадью более 375 тысяч га — регионального значения, оставшиеся — местного.

При этом не все согласны с официальными цифрами. Так, независимый эксперт Удмуртского государственного университета (УдГУ) Андрей Зыкин отметил, что при внесении данных в кадастр порой учитывались старые границы ООПТ. Он рассказал, что ученые проводили многолетние исследования для актуализации сведений, но они остались невостребованными.

«Дело в том, чтобы узаконить эти новые ООПТ, уточнить их границы и внести в кадастр, нужны средства, которых у министерства природы нет, или их поток направлен в другом направлении. Министерство пошло по простому пути. А так как потребовали все сделать быстро (навести, якобы, порядок), то были взяты старые границы ООПТ, подчас неактуальные на данный момент, и внесены в кадастр», — пояснил Зыкин в беседе с Udm-info.

Но даже если особо охраняемые природные территории занимают 9,4% Удмуртии, то это не так уж и много, как полагает глава республики. По словам представителя общественной организации «Экологический Союз Ижевска» Сергея Шишкова, в целом по России площадь ООПТ занимает 13%, но в разных регионах цифры сильно разнятся. «Беда в другом: статус ООПТ является формальностью, реальной охраны в большинстве ООПТ нет, средств на нее выделяется значительно меньше необходимого, поэтому установленные режимы охраны не соблюдаются», — говорит эксперт.

Так, сейчас в судах Удмуртии рассматриваются два дела о причинении чиновниками ущерба ООПТ. Кроме того, судимость получил экс-министр лесного хозяйства Рафис Касимов — за передачу территорий заказников в аренду лесозаготовительным компаниям.

Председатель «Экологического союза Ижевска» Александр Мазунин придерживается мнения, что в столице Удмуртии необходимо не только не уменьшать, а, напротив, расширять сеть ООПТ. По его словам, еще в 2017 году учеными УдГУ был составлен отчет по эколого-экономическому обоснованию организации четырех охраняемых природных комплексов местного значения на территории Ижевска — «Важнин ключ», «Дендропарк Русский огород», «Лесопарк на Ракетной» и «Урочище Чемошурское». «То есть эти ООПТ не только нужны людям, но еще и научно обоснованы. Однако прошло уже более трех лет, а воз и ныне там», — подчеркнул Мазунин.

Эксперты полагают, что под формулировкой Бречалова о развитии особо охраняемых природных территорий «с точки зрения экономики» идет речь о лесозаготовке. «Это очевидно из этих слов и в целом из деятельности нашего минприроды и его руководителя», — уверен Зыкин.

Шишков также считает, что ООПТ являются «лакомым кусочком для лесопромышленной отрасли». Он напомнил, что история с попыткой вывода территорий из ООПТ тянется со времен Касимова и председателя правительства Савельева, когда они лишили этого статуса примерно половину территорий заказников и передали их лесорубам, после чего постановление № 179 отменил Верховный суд РФ как незаконное.

«Проблема в том, что деловой древесины для лесопромышленной отрасли в республике с миллиардными оборотами почти не осталось. Единственный резерв — леса заказников, которые на время удалось сохранить. […] Бречалов имеет в виду только одно — лесорубам нужны ресурсы в виде спелого леса на территориях ООПТ», — отмечает представитель «Экосоюза».

Шишков полагает, что глава Удмуртии может смягчить режим охраны ООПТ и разрешить частичное ведение рубок там. «Если это случится и правительство региона все-таки решится пойти по пути получения сиюминутной выгоды, то тем самым оно только подпишется под своей недальновидностью. Потому что этот шаг, безусловно, отрицательно скажется на экологии республики», — пишет Udm-info.

Ранее «Новые Известия» рассказывали о непростой ситуации в Красноярском крае, где семья губернатора Александра Усса построила «лесоперерабатывающую империю». Использовалось все — административный ресурс, бюджет и даже сектанты.

"