Posted 18 декабря 2019, 04:47

Published 18 декабря 2019, 04:47

Modified 7 марта, 15:27

Updated 7 марта, 15:27

Госдума приравняла сжигание мусора к утилизации

18 декабря 2019, 04:47
Депутаты согласились приравнять к утилизации сжигание мусора на заводах, вырабатывающих тепло и электроэнергию. Поправки во втором чтении поддержали 342 человека – 76%, против выступили 58 – 13%. Один из депутатов предпочел воздержаться. Третье чтение назначено на 18 декабря. Экологи выступают против предложений.

Законопроект был одобрен во вторник, сообщают “Ведомости”.

Поправки поддержали 342 человека – 76%, против выступили 58 – 13%. Один из депутатов предпочел воздержаться. Член Совета Федерации Алексей Майоров внес поправки в законопроект о плате за негативное воздействие на окружающую среду сразу ко второму чтению. Третье чтение назначено на 18 декабря.

Экологи выступали против предложений. Просил Госдуму не поддерживать изменения в законе «Гринпис», запустив специальный сервис отправки писем в комитет по экологии. Порядка 50 тысяч таких писем было уже отправлено за две недели, и они все еще продолжают поступать.

Отметим, что утилизация мусора стоит выше обезвреживания в иерархии обращения с отходами в России. Эксперт проекта «Гринпис» «Ноль отходов» Алексей Киселев объяснил, что сегодня сжигание можно применять лишь в самых крайних случаях, если иные варианты обращения с отходами применить невозможно. Принятые поправки же варианты уравняют, а на сжигание будут отправлены ресурсы, которые долго добывали, обрабатывали и превращали в товары, опасается эксперт.

Министр природы Дмитрий Кобылкин отстаивал необходимость проекта. Изменения получили одобрение правительства и государственно-правовое управление.

- Мы предлагаем прийти курирующему вице-премьеру правительства и объяснить, почему важно оперативно принять эти поправки, всей Думе, - сказала в ходе обсуждения поправок в комитете по экологии зампред Госдумы Ольга Тимофеева, добавив, что в противном случае фракция «Единая Россия» должна будет взять на себя серьезные репетиционные риски.

Заместитель председателя комитета, депутат от ЛДПР Кирилл Черкассов отметил, что комитет не первый раз «цепляет к нашим поправкам чужие вагончики», а они дурно пахнут и движутся по другой колее.

- Это не чужая история и не чужая реформа, - возразил Кобылкин.

В документ, работа над которым велась с начала 2019-го, внесены поправки, касающиеся платежей – производителей и импортеров за неутилизированные товары и упаковку. Его поддержал глава комитета, представитель «Единой России» Владимир Бурматов. Напомним, что ранее Бурматов категорично заявлял о том, что в Госдуму не вносился закон, приравнивающий сжигание к мусоропереработке.

- В Думе нет законопроекта, который приравнивал бы мусоросжигания к переработке. Такие инициативы нами не вносилось. Нет в Госдуме такого законопроекта! – утверждал председатель комитета по экологии.

При этом ранее Бурматов не скрывал, что мусоросжигание в России действует «успешно»: «Мусоросжигание у нас в стране давно действует, и весьма успешно. Никто не мешает строить заводы, это один из видов обезвреживания отходов».

Согласно поправкам, экологический сбор станет целевым, а расходовать поступившие в бюджет средства можно будет только на поддержку утилизации. Росприроднадзор сообщает, что в прошлом году сумма экологического сбора составила 2,3 млрд руб. Прогнозы его дальнейшего поступления снижаются. Например, в следующем году ожидается 2,8 млрд руб – это в два раза меньше, чем изначально предполагалось. В 2021 и 2022 годах ждут по 3,8 млрд руб вместо обещанных восьми. Увеличить размер сбора может повышение расширенной ответственности производителей, если их удастся заставить утилизировать большую долю отходов. Эта идея пока только на стадии осуждении.

Внесенные поправки предполагают запрет энергетической утилизации мусора, из которого еще можно получить пользу. То есть отходов, из которых не извлечены полезные фракции, сообщил Бурматов. Будут сжигать лишь «хвосты» - то, что переработать уже не получится.

Однако, эта формулировка размытая. По словам Киселева, можно отобрать 10-15% из смешанных отходов – это и будут «хвосты».

Отметим, что сжигание предполагается на предприятиях, которые возводит в том числе и дочернее предприятие «Ростеха» - «РТ-инвест» в Московской области и Татарстане. Представители РТ-инвест» уже высказывали опасение о том, что законопроект может потребовать выбирать 100% полезных компонентов перед тем, как отправить мусор на сжигание, однако во вторичный оборот можно отправлять не более половины собранных отходов.

«Хвосты», не подлежащие переработке, можно сжечь или захоронить. Однако, если захоронение будет производиться на полигонах, будет «заложена мина для наших детей», пояснил Кобылкин еще до заседания Госдумы. Он высказывал опасение о том, что горящие свалки обеспечивают кратно больший выброс диоксина, чем годовой выбор с мусоросжигающего завода.

Согласно задачи национального проекта «Экология», доля утилизации коммунальных отходов должна быть повышена с 5% в 2018 до 36% в 2024-м. При приравнивании мусоросжигания с выделением тепла к утилизации этой цели будет легче достичь. Власти Москвы в проекте схемы обращения с отходами уже посчитали сжигание утилизацией.

Напомним, что 16 декабря в Татарстане были задержаны активисты, выступавшие против строительства мусоросжигательного завода. Возведение объекта одобрен компании «РТ-инвест».

Подпишитесь