Posted 5 декабря 2019, 11:52
Published 5 декабря 2019, 11:52
Modified 7 марта, 15:10
Updated 7 марта, 15:10
Ирина Мишина
Этот закон стал одной из главных интриг конца года.
Прочитав его текст на сайте законопроектов Госдумы, мы попросили прокомментировать необходимость его принятия председателя комитета по экологии и охране окружающей среды ГД Владимира Бурматова. Его ответ «НИ» оказался категоричным: «В Думе нет законопроекта, который приравнивал бы мусоросжигания к переработке. Такие инициативы нами не вносилось. Нет в Госдуме такого законопроекта!», - отрезал председатель комитета по экологии.
Но законопроект № 568200-7, вносящий изменения в закон «Об охране окружающей среды» упорно числится в повестке Госдумы. Он запланирован на 11 декабря.
Говорят, дьявол кроется в деталях. Поправки в закон "Об охране окружающей среды" настолько витиеваты, что только специалисты могут разгадать суть. «Эти поправки предполагают сжигание отходов приравнять к их утилизации. В настоящей редакции Федерального закона №89 - «Об отходах производства и потребления» под утилизацией понимается переработка, а под обезвреживанием — мусоросжигание. В случае принятия этих поправок средства экологического сбора неизбежно будут направляться на строительство и обслуживание мусоросжигательных заводов», - комментирует эксперт «Гринпис» Алексей Киселев.
Так называемая «мусорная реформа», запущенная президентом В.Путиным еще в 2014 году, на первый взгляд, достаточно четко обозначила приоритеты. В 89-ФЗ декларируется: «Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности: обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов». Теперь, судя по всему, ориентиры изменились. Собственно, члены комитета ГД по экологии и охране окружающей среды периодически проговаривались по поводу приоритетов мусоросжигания над переработкой отходов. К примеру, председатель комитета ГД по экологии Владимир Бурматов не так давно заявил:«Мусоросжигание у нас в стране давно действует, и весьма успешно. Никто не мешает строить заводы, это один из видов обезвреживания отходов».
Член комитета ГД по экологии и охране окружающей среды Александр Фокин пошел дальше своего руководителя: «Сегодня реформа по раздельному сбору отходов начинает работать, но работает достаточно медленно. На мой взгляд, строительство мусоросжигательных заводов — один из путей, который бы способствовал созданию ситуации более благоприятной в Подмосковье для всего, что касается отходов производства и потребления, бытовых отходов в том числе». Депутат Фокин убежден: сжигание мусора - перспективный метод: «Сжигание отходов, то, что сегодня предлагается — это новые технологии, и они довольно эффективны, достаточно безопасны для окружающей среды. Поэтому считаю, что принятие решения о строительстве таких предприятий - очень правильное», - заявил Александр Фокин.
С 2015 года у производителей появился выбор: обеспечивать самостоятельную утилизацию отходов, либо уплачивать экологический сбор. Сейчас в законе предусмотрено, что средства экосбора расходуются в рамках субсидий регионам. Поправки заменяют эти нормы на расплывчатую формулировку, суть которой в том, что расходование средств экосбора «осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ». А с бюджетом у нас, как известно, всегда напряжённо. Регионы могут вообще не получить доход от экосбора: адресат поправками не предусмотрен. Поэтому не исключено, что регионы будут отдавать предпочтение сжиганию отходов, а не их переработке, чтобы не тратиться на сортировку мусора.
Но как же быть в таком случае с приоритетами государственной политики? Ведь у нас на государственном уровне провозглашено преимущество переработки мусора над его сжиганием. "Нельзя забывать, что у нас никто не отменял национальный проект «Экология», в соответствии с которым к 2024 году в России должны перерабатывать 36% всех отходов. На сегодняшний день перерабатывают всего 6-7%. Никто не хочет в эти проекты вкладываться финансово, экологический сбор идет вяло, помощь переработчикам государство практически не оказывает», - рассказал «НИ» эксперт «Гринпис» Алексей Киселев. - «Экосбор дает за год всего 2-3 миллиарда рублей. Эти деньги предназначены для утилизации отходов, то есть их переработки. В принципе, на эти средства можно было бы построить мусороперерабатывающие заводы. Но если поправки к закону «Об охране окружающей среды» будут приняты Госдумой, эти средства пойдут на строительство мусоросжигательных предприятий. Вообще, ситуация парадоксальная. В Московской области мусороперерабатывающие предприятия загружены всего на 50%, пластик к нам везут перерабатывать из-за границы, а мы его закапываем», - сообщил эксперт «Гринпис».
В 2018 году сумма экологического сбора составила 2,2 млрд рублей. В то же время одна только компенсация убытков корпорации «ВЭБ.РФ» за выдачу льготного кредита «РТ-инвест» на строительство четырех мусоросжигательных заводов в Московской области составила 11,7 млрд рублей, а общая стоимость проекта — 120 млрд рублей. То есть фактически в России финансируется отрасль по уничтожению отходов на экологически опасных предприятиях. По заключению Государственной экологической экспертизы МСЗ «РТ-Инвест» только в Воскресенском районе Московской области выбросы загрязняющих веществ составят 2618,2454 тонн в год и будут образовываться отходы 3 и 4 классов опасности. К чему это приведет – предсказать сложно.
«Уже сейчас в Москве 2 мусоросжигательных завода, один – в Мурманске, 1 – в Петербурге. Сейчас строят 4 мусоросжигательные производства в Московской области, в Казани. Кстати, там уже выстроили палаточный городок против его постройки. Люди не хотят дышать токсичными отходами», - сообщили «НИ» в «Гринпис». Активисты Татарстана блокируют работу техники и требуют проведения общественной экологической экспертизы. О происходящем активисты - экологи рассказывают в сообществе «Нет мусоросжигательному заводу в Казани» в соцсети «ВКонтакте». Экоактивисты заявляют, что стройка планируется на землях сельскохозяйственного назначения.
Местные жители писали жалобы в прокуратуру и полицию, но строительство мусоросжигательного завода продолжается. С конца ноября активисты начали препятствовать движению строительной техники. Тогда работы начали проводить по ночам. В связи с этим противники завода разбили круглосуточный палаточный лагерь. Его уже окрестили «Шиес-2».