Posted 16 февраля 2005,, 21:00

Published 16 февраля 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:37

Updated 8 марта, 09:37

Войны, которые мы выбираем

16 февраля 2005, 21:00
Войны, которые мы выбираем

«Ветеринарные войны», связанные с запретом на ввоз в Россию мяса, цветов, фруктов, овощей и т.п., многие эксперты считают продолжением «зерновой войны», начатой Евросоюзом в 2002 году. На фоне больших урожаев зерновых 2001–2002 годов в РФ российские производители начали агрессивную экспортную политику, в том числе и в странах ЕС. В ответ Евросоюз с 1 января 2003 года ввел жесткие квоты на ввоз пшеницы «низкого» и «среднего» качества. Несмотря на протесты российской стороны, экспорт нашего зерна в страны ЕС сократился с 5,1 млн. до 0,8 млн. тонн. Тогда-то Россия и ответила ветеринарными барьерами. Единственное, чего Москва пока добилась реально, – это введения ЕС единых ветеринарных сертификатов, которые выдаются всем, кто ввозит в Россию свою сельхозпродукцию из Европы. В ответ мы постепенно снимаем свои «ветпретензии» по мясу, тюльпанам и т.п.

Более масштабная торгово-политическая война между Россией и Евросоюзом связана с состоявшимся в мае 2004 года присоединением к ЕС 10 новых стран. Россия не хотела автоматически распространять действующее с 1997 года «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве ЕС и России» на новых членов ЕС. Торговались обо всем понемногу – правах русскоязычных в странах Балтии, свободных выборах на Украине, свободном транзите в Калининград через Литву, Киотском протоколе и т.д. В итоге 27 апреля 2004 года Москва подписала протокол о распространении российско-европейского «Соглашения о партнерстве» на новых членов ЕС. В результате эти 10 стран получили возможность экспортировать свои товары в Россию по более низким тарифам, в то время как российским импортерам пришлось платить повышенные, общеевропейские пошлины.

В конце 2003 года между Россией и Белоруссией разразилась так называемая «газовая война». Суть: Москва не хотела поставлять Минску газ по внутрироссийским ценам, а тот, в свою очередь, не хотел покупать российское топливо по ценам договорным. В результате в конце 2004-го Россия и Белоруссия подписали контракт на поставку газа, и фактически цена для Минска осталась на уровне действовавшей ранее.

«Нефтяная война» вспыхнула в июле 2002 года между Организацией стран–экспортеров нефти (ОПЕК) и Россией. На фоне падения цен на нефть ОПЕК потребовала от Москвы сократить добычу и продажу своих энергоресурсов на внешнем рынке. Президент ОПЕК угрожал опустить мировую цену на нефть до $5 долларов за баррель. На словах Россия присоединилась к эмбарго ОПЕК. Однако по официальным статданным, экспорт нефти из России непрерывно нарастал. Конфликт был исчерпан в связи с ростом цен на нефть накануне иракского кризиса.

«Стальная» и «куриная» войны» между Россией и США отгремели в 2002 году. В марте того же года президент США Джордж Буш принял решение о повышении на 20–40% импортных тарифов на ввоз стали и стальных изделий из-за рубежа. Больнее всего это ударило по российской черной металлургии. Ее потери оценивались российскими официальными лицами в $1,5 млрд. в год. В ответ Россия объявила о введении запрета на ввоз куриных окорочков («ножек Буша») из США. Запрет продержался три недели. Импортные тарифы на сталь США отменили только в конце 2003 года.




Перемирие на розовом фронте
Растительная геополитика

"