Posted 23 июля 2021,, 08:48

Published 23 июля 2021,, 08:48

Напоминает мятый персик: ученые впервые описали недра Марса

23 июля 2021, 08:48
Фото: Chris Bickel/Sciencе
В журнале Science появилась публикация с картой внутренней части Красной планеты. Картографировать недра Марса стало возможно после того, как InSight – отправленный в 2018 году NASA стационарный научный робот – в течение двух лет изучал его внутренности непосредственно на месте.

Используя роботизированную руку, InSight установил на поверхности Марса крошечный сейсмометр, который прислушивался к сейсмическим колебаниям внутри, подобным землетрясениям на Земле. В результате стало ясно, что, в отличие от Земли, на Марсе нет тектонических плит – вместо этого его кора похожа на одну гигантскую плиту, сообщает LiveScience. Но разломы, или трещины горных пород, все еще образуются в марсианской коре – это происходит из-за сжатий, происходящих в недрах планеты в процессе ее охлаждения.

Эти трещины могут привести к сейсмическим колебаниям — за два года InSight зафиксировал 733 таких колебаний. Изучив крупнейшие из них, магнитудой от 3,0 до 4,0, исследователи рассчитали, как быстро и как далеко сейсмические волны распространялись внутри планеты, а это позволило составить карту внутренних структур Марса.

Оказалось, что, как и Земля, внутренняя часть Марса состоит из трех слоев — коры, мантии и ядра. Но размеры и состав этих слоев сильно отличаются. Марсианская кора, например, намного тоньше, чем ожилось, глубиной от 20 до 37 километров, и содержит два или три подслоя. Для сравнения, земная кора простирается на максимальную глубину около 100 километров.

Под корой Марса находится мантия толщиной 1560 километров, а еще глубже – гигантское ядро, начинающееся примерно на середине между поверхностью и центром планеты. Ядро — расплавленное, как и внешнее ядро Земли, — оказалось более крупным и более жидким, чем предполагали исследователи. Содержит ли Марс твердое внутреннее ядро, пока неизвестно.