Posted 21 февраля 2020,, 13:10

Published 21 февраля 2020,, 13:10

Modified 7 марта, 15:07

Updated 7 марта, 15:07

Профессор Уинн: мозг собаки реагирует на любовь сильнее, чем на еду

Профессор Уинн: мозг собаки реагирует на любовь сильнее, чем на еду

21 февраля 2020, 13:10
Вышла в свет исследование известного американского психолога о вечных спутниках человека

Идея о том, что животные способны испытывать любовь, часто расценивается как отказ от научного подхода в пользу сентиментальности. Однако даже учёные порой впадают в грех антропоморфизма, склоняясь к мнению, что любовь – ключевое понятие, когда речь заходит о собаках.

Ирина Зиганшина

С тем, что именно это чувство превратило отношения между людьми и собаками в одно из самых значительных межвидовых партнерств в истории, согласен и Клайв Уинн – ученый-бихевиорист, профессор психологии в Университете штата Аризона и автор только что опубликованной книги «Собака – это любовь: почему и как ваша собака любит вас» (Dog Is Love: Why and How Your Dog Loves You). О некоторых любопытных фактах в пользу этого мнения профессор Уинн рассказал в интервью AFP.

Последние два десятилетия кинологическая наука переживает возрождение, и все больше исследователей выступают с заявлениями о том, что собаки обладают врожденным исключительным интеллектом. Уинн, однако, с этим не согласен. Известно, что голуби могут идентифицировать различные виды объектов на двухмерных изображениях. Дельфины – понимать язык. Пчелы – сигнализировать друг другу «танцем», где находятся источники пищи. Собакам все это недоступно. Как считает Уинн, в действительности собаки сильны другим – тем, что можно назвать гиперсоциальностью, или исключительной стадностью.

Доказательством этому – многочисленные научные исследования. Например, изучение окситоцина – химического вещества мозга, которое цементирует эмоциональные связи между людьми, – показало, что это вещество играет важную роль ив межвидовых отношениях между собаками и людьми. Сотрудники Университета Азабу (Япония) обнаружили, что всплеск окситоцина в момент, когда люди и их собаки смотрят друг другу в глаза, повторяют эффект, наблюдаемый между матерями и младенцами.

Важное исследование сделали в 2009 году генетики Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе: у собак есть мутация в гене, которая у людей связана с синдромом Уильямса – такие пациенты отличаются задержкой умственного развития при исключительной общительности и эмпатии.

«Для собак, как и для людей с синдромом Уильямса, главное – это желание установить тесные связи, иметь теплые личные отношения, то есть любить и быть любимыми», – пишет Уинн.

МРТ показывает, что мозг собаки реагирует на похвалу так же или даже сильнее, чем на еду. Это же демонстрируют и многочисленные тесты. Например, если запустить собаку в дом, расположив на одинаковом расстоянии от нее миску с едой и хозяина, животные в подавляющем большинстве сначала направятся к своему человеку. Врожденная предрасположенность к привязанности, тем не менее, не отменяет того факта, что без раннего воспитания эффект может не быть выраженным.

Самые интересные открытия в области науки о собаках, считает Уинн, стоит ждать от генетиков: именно их исследования должны приоткрыть завесу над тем, каким образом 14 000 лет назад произошел таинственный процесс одомашнивания. Сам Уинн – сторонник так называемой теории мусорных куч, согласно которой предшественники первых собак собирались вокруг свалок, которые оставляли возле себя люди, и постепенно завоевывали их доверие. А затем, благодаря совместным охотничьим экспедициям, эти отношения перешли в прочное партнерство. Такая теория гораздо менее романтична, чем популярное представление об охотниках, которые ловили и дрессировали волчат, однако Уинн считает последнее совершенно нереалистичным, учитывая свирепость взрослых волков, которая не оставила бы их человеческим собратьям ни малейшего шанса.

Секвенирование древней ДНК должно показать, когда произошла критическая мутация в гене, контролирующем синдром Вильямса. Уинн предполагает, что это произошло 8000–10 000 лет назад, в конце последней ледниковой эпохи, когда люди начали регулярно охотиться с собаками. Все эти научные открытия важны не только сами по себе, но и потому, что они должны способствовать благополучию собак – например, через отказ от жестоких, основанных на боли методов обучения, адепты которых полагают, что владельцы собак должны быть «лидерами стаи».

Все, что на самом деле нужно собаке, это чтобы ей показали путь через сочувствие и поощрение, считает Уинн. Кроме того, очень важно уделять время для удовлетворения социальных потребностей собак и не оставлять их в изоляции большую часть дня. «Наши собаки дают нам так много, а взамен не просят почти ничего, – говорит Уинн. – Вам не нужно покупать все эти модные дорогие игрушки, угощения и бог знает что еще. Им просто нужна наша компания, нужно быть с людьми».

"