Posted 18 февраля 2021,, 15:57

Published 18 февраля 2021,, 15:57

Генетики нашли объяснение, почему многие люди не боятся холода

18 февраля 2021, 15:57
Фото: инстаграм
Каждый пятый человек в мире легко переносит холод благодаря особой генетической мутации, которая появилась у людей при переселении в более холодный климат, показало новое исследование. Но не окажется ли эта способность небезопасным атавизмом в условиях глобального потепления?
Климат

Исследователи из Каролинского института в Швеции провели эксперимент с участием 32 мужчин в возрасте от 18 до 40 лет, сообщает MedicalXpress. Их погрузили в воду температурой 14°C и держали там до тех пор, пока температура их тела не упала до 35,5°C. Затем ученые измерили электрическую активность мышц и сделали биопсию. Оказалось, что у 20% участников эксперимента в быстрых мышечных волокнах отсутствует белок альфа-актинин-3, который стабилизирует сократительный аппарат скелетных мышц и участвует в различных метаболических процессах. Благодаря этому их мышечный тонус был лучше, они не дрожали во время погружения в холодную воду и легче генерировали тепло, чем обладатели альфа-актинина-3.

Исследователи предполагают, что этот генетический вариант защитил современных людей от холода, когда они мигрировали из Африки более 50 000 лет назад. Сегодня, вероятнее всего, около 1,5 миллиарда человек во всем мире имеют этот вариант и потому легче переносят низкие температуры.

Пока неясно, влияет ли дефицит α-актинина-3 на реакцию на различные виды спортивных тренировок и на толерантность к теплу. Исследователи предполагают, что, хотя такая особенность была преимуществом при переходе в более холодный климат, в будущем она может оказаться недостатком. В развитых странах наличие обогреваемого жилья, доступность еды и одежды делают защиту от холода не столь актуальным вопросом, и такая особенность может превратиться в проблему и привести к ожирению, диабету 2 типа и другим метаболическим нарушениям.

Исследование опубликовано в American Journal of Human Genetics.