Posted 12 ноября 2020,, 15:08

Published 12 ноября 2020,, 15:08

Бегом от рака: физическая активность дезактивирует опухолевые клетки

12 ноября 2020, 15:08
Шведские ученые сравнили, как ведут себя раковые клетки у тех, кто ведёт пассивный и активный образ жизни - результаты впечатляют
Рак

Существуют убедительные доказательства того, что физическая нагрузка снижает риск развития и смерти от злокачественных новообразований. Так, например, в 2016 году было проведено масштабное исследование, показавшее, что у активных людей гораздо меньше шансов заболеть 13 различными типами рака, чем у тех, кто двигается мало. А одно из исследований прошлого года показало, что регулярные физические упражнения снижают риск развития некоторых видов рака почти на 70% плюс улучшают результаты лечения и продлевают жизнь тем, у кого рак уже диагностирован.

Новая работа специалистов в области молекулярной физиологии из Каролинского университета (Стокгольм), опубликованная в издании eLife, показала, что тренировки могут помочь бороться с раком, изменяя работу определенных иммунных клеток. Хотя исследование было проведено на мышах, потенциально оно может быть полезно для понимания того, как это происходит у людей, сообщает The New York Times.

Грызунов привили различными типами раковых клеток, а затем некоторых заставили бегать в клетках, а других вынудили сохранять неподвижность. Через несколько недель оказалось, что у некоторых «бегунов» опухоли почти не выросли. Большинство этих активных мышей были привиты раковыми клетками, уязвимыми перед CD8+ Т-лимфоцитами – типом иммунных клеток, которые борются с определенными формами рака молочной железы и другими солидными опухолями.

Исследователи предположили, что тренировки влияют на эти иммунные клетки и, чтобы проверить свою версию, химически блокировали действие этих Т-лимфоцитов у «бегунов». Через несколько недель, несмотря на активность, опухоли у животных выросли.

Затем ученые брали CD8+ Т-лимфоциты у активных и неактивных мышей и вводили те и другие сидячим, склонным к раку животным. Те, кто получал иммунные клетки «бегунов», боролись с опухолями заметно успешнее. То есть эксперимент показал: физические тренировки изменили Т-лимфоциты, и это действие сохранялось долгое время.

Задавшись вопросом, каким образом клетки получают способность бороться с опухолями, исследователи снова заставили одних мышей бегать, пока они не устанут, а других сидеть неподвижно, после чего взяли у тех и других кровь на анализ. Кровь оказалась совершенно разной на молекулярном уровне, в частности у «бегунов» было гораздо больше солей молочной кислоты, которые вырабатываются работающими мышцами. Ученые добавили соли молочной кислоты к CD8+ Т-лимфоцитам и обнаружили, что эти клетки становятся гораздо более активными при столкновении с раковыми клетками.

Несмотря на то что эксперимент проводился на мышах, люди при мышечной работе также производят молочную кислоту. Реагируют ли человеческие CD8+ Т-лимфоциты на нее таким же образом? Это предмет новых исследований шведских ученых.