Posted 11 августа 2022,, 20:58

Published 11 августа 2022,, 20:58

Астрофизики собираются выудить межзвездный метеорит из океана магнитом

11 августа 2022, 20:58
Гарвардские ученые разработали проект по извлечению из океана фрагментов CNEOS 2014-01-08 – первого объекта межзвездного происхождения, зафиксированного в Солнечной системе.

Ночью 8 января 2014 года в Тихий океан неподалеку от побережья Папуа – Новой Гвинеи упал метеорит. Как впоследствии выяснилось, CNEOS 2014-01-08 – такое имя получил метеорит – имел диаметр 0,5 метра и при падении в океан вызвал взрыв, эквивалентный тому, что произвела бы 121 тонна тротила.

В 2019 году гарвардский астрофизик Амир Сирадж с достоверностью 99,999% доказал, что CNEOS 2014-01-08 имеет межзвездное происхождение. В мае 2022 года Космическое командование США подтвердило, что догадка ученого верна. Вероятнее всего, именно CNEOS 2014-01-08 был первым межзвездным объектом, зафиксированным в Солнечной системе. Сейчас ученые из Гарвардского университета планируют найти и выудить фрагменты небесного тела из океана, сообщает LiveScience.

Если куски CNEOS 2014-01-08 будут найдены, это будет первый контакт человечества с материалом крупнее пыли, попавшим к нам из-за пределов Солнечной системы. Прежде звание первого носил 1I/Оумуамуа – гиперболический астероид, открытый 19 октября 2017 года и поначалу принятый за комету. Вторым считался 2I/Borisov – межзвездная комета, которую заметил крымский астроном-любитель Геннадий Борисов.

Что касается CNEOS 2014-01-08, то признак, по которому он считается пришедшим из другой звездной системы, – скорость: он двигался со скоростью 60 километров в секунду. Это слишком быстро для тела, связанного гравитацией Солнца. Вероятнее всего, CNEOS 2014-01-08 возник за пределами Солнечной системы и по пути к нам не пересекался ни с какими другими планетами.

Сейчас Сирадж и его коллеги по Гарварду планируют провести экспедицию Galileo, во время которой извлекут из океана то, что осталось от CNEOS 2014-01-08. По данным Министерства обороны США, фрагменты находятся в точке, расположенной примерно в 300 км к северу от острова Манус в море Бисмарка на юго-западе Тихого океана. Чтобы вытащить их, ученые намерены опустить в океан магнит размером с двуспальную кровать. «Большинство метеоритов содержат достаточно железа, чтобы они прилипали к магниту того типа, который мы планируем использовать для океанской экспедиции, – говорит Сирадж. – Учитывая чрезвычайно высокую прочность материала, весьма вероятно, что фрагменты CNEOS 2014-01-08 являются ферромагнитными». В течение десяти дней корабль будет буксировать магнит на глубине около 2 км от морского дна, чтобы извлечь фрагменты метеорита размером всего 0,1 мм в поперечнике.

Правда, даты экспедиции пока не определены. На проект Galileo уже выделено 500 000 долларов, но требуется еще 1,1 миллиона. Тем не менее этот способ изучения межзвездного объекта с близкого расстояния гораздо бюджетней, чем запуск космической миссии в случае, если рядом с Землей пролетит новый Оумуамуа. Гарвардские астрофизики разрабатывают детали и этой миссии, но она оценивается в 1000 раз дороже – примерно в 1 миллиард долларов.