Posted 3 мая, 10:57
Published 3 мая, 10:57
Modified 3 мая, 11:03
Updated 3 мая, 11:03
Ирина Мишина
Росавиация, которая после начала СВО закрыла данные по пассажиропотоку, сообщала, что за первый квартал 2024 года топ-5 крупнейших перевозчиков, куда входит и лоукостер «Победа», перевезли 5,6 млн человек (рост 12,1% относительно марта 2023 года). Почти половина пассажиропотока за этот период пришлась именно на АК «Победа».
SDN-лист, в который попал крупный перевозчик России — один из самых жестких санкционных документов США. SDN List — это список людей и компаний, с которыми резиденты США (т.е. компании, предприниматели, иные лица, которые ведут деятельность в США и платят там налоги) не могут вести дела или совершать транзакции.
В официальном уведомлении о санкциях OFAC говорится, что перевозчику предоставлена генеральная лицензия № 95, которая вводит отсрочку применения статуса SDN-лица до 12:01 «восточного дневного времени» (минус семь часов от московского времени) 30 июля 2024 года.
Что будет после 30 июля 2024 года, никто предположить не берется.
«НИ» направили запрос, а Росавиацию, но официальный ответ на момент публикации пока не поступил. Из авиакомпании «Победа поступил следующий скупой официальный комментарий:
«Никаких изменений в расписании полетов на сегодняшний день нет. Все рейсы выполняются штатно, по расписанию. На завтрашний день изменений также нет. Прогнозов мы не даем».
Согласно опубликованному на сайте авиакомпании «Победа» расписанию, самолеты авиакомпании без изменений продолжают летать в Абу-Даби, Аланью, Анталью, Гюмри, Даламан, Дубай, Минск, Ош, Самарканд, Стамбул и Ташкент.
Из зарубежных стран «Победа» летает в Турцию, ОАЭ, Белоруссию, Армению, Узбекистан и Киргизию.
Однако, у экспертов есть сомнения по поводу того, что все останется так, как есть.
«Все мы помним историю, как авиакомпания „Туркиш Эрлайн“ снимала с рейсов наших пассажиров при пересадке в Латинскую Америку. Одна из причин — все те же вторичные санкции. „Победа“ летает в основном на Boeing-737, используя американские запчасти и по умолчанию нарушая санкции. Как будет с „Победой“, сказать сейчас сложно, но, вероятно, третьи страны могут задуматься: разрешать ли им полеты „Победы“.
И это уже вопрос политики. Китай, например, может разрешить, а Армения может и задуматься. Но в любом случае тот, кто будет сотрудничать с „Победой“, рискует попасть под вторичные санкции США. И тут уже все будут подходить с точки зрения бизнеса», — заявил «НИ» основатель сервиса обеспечения безопасности полетов RUN Аvia Андрей Патраков.
Могут возникнуть и трудности в аэропорту.
«Например, трап подвезти могут отказать или в заправке топливом тоже. Все это смесь бизнеса и политики», — продолжает авиаэксперт.
Что касается обслуживания в аэропорту, исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев обрисовал в интервью «НИ» некоторые обходные пути:
«Теоретически есть риск вторичных санкций за сотрудничество с российскими перевозчиками. Но можно, например, поменять поставщика услуг: в аэропортах есть несколько компаний, которые предоставляют услуги по обеспечению топливом и наземному обслуживанию пассажиров и грузов».
Кстати, когда аналогичные проблемы начали возникать в Турции, там попросту создали в аэропортах специальные компании, которые обслуживали соответственно российские суда.
Санкции могут осложнить закупки запчастей и расходных материалов даже по «параллельному» серому импорту. Авиаэксперты считают, что едва ли они прекратятся, но вот цена на них может возрасти.
Кстати, есть версия, что именно такие жесткие санкции были введены против «Победы» не случайно: поступила информация, что авиакомпания продолжала закупать запчасти американских самолетов в обход санкций.
«Санкции — это не только про запрет полетов. Это еще и про то, чтобы перекрыть поставки запчастей, обслуживание в аэропортах. Поддерживает „Победу“ в летном состоянии будет теперь достаточно тяжело. Но самолеты, несмотря на санкции, летают, запчасти все равно появляются. Правда, парк самолетов сокращается, это факт», — заявил «НИ» авиаэксперт Роман Гусаров.
В 2023 году глава «Победы» Дмитрий Тыщук сообщал, что лоукостер, у которого работе 41 судно, не делал основную ставку на международные рейсы.
«У „Победы“ никогда международная сетка не превалировала: в 2021-м это было всего 6% от пассажирооборота, в этом году — где-то около 8%», — заявлял Дмитрий Тыщук (цитата по РБК).
Но теперь же речь может идти о полном закрытии международных рейсов.
«Как в этой ситуации поведет себя конкретная страна — сказать сейчас никто не возьмется. В конце концов санкции — это не правовой акт. Кто не захочет — не будет соблюдать. Но теперь американцы просто будут более пристально следить за теми иностранными компаниями, которые сотрудничают с „Победой“,», — считает главный редактор авиапортала Avia.ru Роман Гусаров.
С другой стороны, существует угроза введения вторичных санкций против компаний, способствующих обходу ограничений. В теории это может заставить кого-то из действующих иностранных партнеров «Победы» отказаться от сотрудничества, либо начать брать «премию за риск».
Авиаэксперты считают, что прекращение международных полетов «Победы» маловероятно. А вот роста издержек авиакомпании исключать не стоит. «По отдельным статьям расходов они могут возрасти из-за того, что партнеры авиакомпании могут заложить компенсацию своих возросших рисков», — полагает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Любая авиакомпания была бы рада все свои издержки переложить на пассажиров, но здесь все зависит также от платежеспособного спроса: если авиабилеты стоят слишком дорого, то, по логике, авиаперевозчик их просто не продаст.
Расходы на авиабилеты в этом году выросли в 3 раза. Но искать причину подорожания авиабилетов только в санкциях было бы не логично.
«В конце концов все российские перевозчики находятся в конкурентной среде, у „Победы“ нет возможности завышать цену без риска потерять клиентов», — резюмирует авиаэксперт Олег Пантелеев.