Posted 8 сентября 2021,, 15:34

Published 8 сентября 2021,, 15:34

Modified 7 марта, 13:10

Updated 7 марта, 13:10

Силой страха: граждане Белоруссии массово бегут из страны

Силой страха: граждане Белоруссии массово бегут из страны

8 сентября 2021, 15:34
По данным Die Welt, с августа 2020 года границу с Украиной пересекли более 150 тысяч белорусов. Только в этом году Польша выдала им 90 тысяч виз. Те, кто остался, пытаются примириться с режимом Лукашенко. Но в ближайшие месяцы число политзаключенных в Белоруссии, вероятно, продолжит расти.

Геннадий Чародеев

Белоруссия погружена в страх. Люди напуганы арестами сотен противников режима Лукашенко и простых обывателей, вышедших на улицы поглазеть на стычки демонстрантов с милицией. За устное осуждение режима можно угодить в тюрьму на срок до 12 лет, ужасается The New York Times.

В эфире государственного телеканала «Беларусь 1» заместитель начальника следственного управления КГБ Константин Бычек откровенничал:

«Весь силовой блок страны работает над поиском лиц, состоящих в деструктивных чатах. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий личности участников протестов установлены. В настоящее время осуществляется широкомасштабная операция по зачистке от радикально настроенных лиц».

Силовики работают в Минске, областных центрах и даже в самых маленьких городках. В частности, отрабатывают тех, кто состоял в чате «Аисты летят» и в Телеграм-сообществах гражданской самообороны. Оперативники круглые сутки читают Интернет, но никого за руку так и не схватили. О существующем подполье в Минске в КГБ тоже знают, но никого пока не поймали.

Политолог Андрей Суздальцев сообщил «НИ», что у Лукашенко наглый план: во-первых, напугать и обескровить протестное движение, во-вторых, вынести побольше приговоров своим врагам, а потом предложить Западу обмен – вы отменяете санкции, я – отпускаю людей на свободу, и пусть катятся.

Западные СМИ обеспокоены судьбой одного из лидеров белорусской оппозиции Марии Колесниковой и ее коллеги Максима Знака, которым на днях были вынесены длительные сроки заключения якобы «за попытку незаконного захвата власти в Белоруссии». Оба ответчика отрицали в суде свою вину и заявили, что вынесенный вердикт является политически мотивированным.

Суд проходил за закрытыми дверями, но известно, что Мария Колесникова в своем последнем слове говорила о справедливости, о любви к ближнему, о совести, о соблюдении законов.

«Этот приговор незаконный, он не основан на доказательствах, - заявил адвокат Колесниковой и Знака Евгений Пыльченко, добавив, что он будет подавать апелляцию.

Колесникова стала одним из наиболее известных лидеров белорусской оппозиции в прошлом году, когда она решила баллотироваться в президенты после того, как банкиру Виктору Бабарико, чьим предвыборным штабом она руководила, запретили участвовать в выборах. Позже его посадили в тюрьму на 14 лет. В конце концов, Колесникова выступила в поддержку Светланы Тихановской, которая вступила в предвыборную гонку после ареста ее супруга - известного блогера, которому власти тоже запретили участвовать в выборах.

По итогам выборов, состоявшихся в августе 2020 года, которые оппоненты режима и многие представители Запада назвали «надувательством», Лукашенко был переизбран на пост президента в шестой раз подряд, что послужило причиной начала массовых протестов.

Газета The New York Times напомнила: 39-летняя Колесникова была флейтисткой и куратором культурных программ. Она изучала музыку барокко в немецком Штутгарте, прежде чем вернуться в Минск, где она открыла культурный центр и начала заниматься политикой.

40-летний Знак - известный арбитражный юрист, который в прошлом жил и учился в Оклахоме.

В прошлом году Колесникова встала на сторону Тихановской и Вероники Цепкало, чей муж Валерий был вынужден уехать из Белоруссии, после того как ему запретили баллотироваться в президенты. Эти три женщины, одетые в белое и красное, которых белорусский диктатор окрестил «бедняжками», собирали десятки тысяч людей на своих предвыборных митингах..

Ровно год назад какие-то мужчины в масках похитили Колесникову и привезли ее на границу Белоруссии с Украиной. Однако она не позволила выдворить ее из страны силой: она выпрыгнула из машины, в которой ее везли, и пешком добралась до белорусской территории.

В августе, за несколько дней до начала суда, Колесникова написала, что власти предложили ей договориться - освободить из-под стражи, если она попросит о помиловании или выступит на государственном телевидении с покаянной речью. По ее словам, она отвергла это предложение, потому что ни в чем не виновата.

- На суде Марию обвинили в попытке насильственного свержения власти, - сказал «НИ» политолог Суздальцев. - Но позвольте, во время протестных акций в Белоруссии со стороны демонстрантов не прозвучало ни одного выстрела. Были какие-то ребята, которые демонстративно, под камеры бросали в милицию зажженные флаеры, но оперативники из КГБ их, странное дело, до сих не нашли. Это были мирные марши, а не вооруженные мятежи. Так вот, по призыву Марии Колесниковой в те дни на площади и улицы только одного Минска вышло более 500 тысяч человек! И все - без оружия! Это и спасло Лукашенко и его приближенных от гибели, - считает эксперт.

Что же будет дальше?

- Переворот в Минске неотвратим, - считает эксперт Суздальцев. - Но проблема в том, что, во-первых, мятеж по белорусской традиции опоздает, и начнется обычная неразбериха, череда предательств, разборок и эпидемий отпусков. Во-вторых, тактически переворот окажется кратковременной разрядкой, вызовет внутри страны эйфорию, будут освобождены не только политические заключенные, но тысячи людей, в той или иной степени причастных или вообще непричастных к уличным протестам или минскому подполью. Но это вовсе не значит, что у власти окажутся любители демократии. Скорее всего, во главе государства окажется хорошо всем знакомая хунта, но ей, в любом случае, придется готовить выборы.

В-третьих, переворот категорически не признает Россия, и, скорее всего, Запад, возьмет паузу с признанием. Москва со времен киевского майдана выступает за смену власти в конституционном формате и может пойти на признание новых властей только в «киргизском варианте» (осень 2020 года), когда переворот выливается в народную революцию и прежние власти находят компромисс с теми, кто идет им на смену. Запад, опасаясь, что за переворотом стоит Россия, будет наблюдать и искать собственные выгоды в смене власти в Белоруссии. Но, в любом случае, без финансово-ресурсной поддержки Москвы новые власти не продержатся и месяца. Антироссийский вариант переворота вообще невозможен, так как Евросоюз не будет спонсировать Минск, - подчеркнул эксперт.

По мнению Андрея Суздальцева, переворот в Минске реален и практически неотвратим, но почти наверняка приведет к звериной схватке за власть. Решающую роль в судьбе переворота сыграет позиция Кремля.

"