Posted 6 декабря 2018,, 15:23

Published 6 декабря 2018,, 15:23

Modified 7 марта, 16:24

Updated 7 марта, 16:24

Демарш Лукашенко: цена союзнических "услуг" выросла

Демарш Лукашенко: цена союзнических "услуг" выросла

6 декабря 2018, 15:23
Фото: putin.kremlin.ru
На заседании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в Санкт-Петербурге президент Республики Беларусь Александр Лукашенко вступил в публичный спор со своим российским коллегой по поводу цен на газ и не остановил его, несмотря на призывы продолжить эту дискуссию без телекамер.
Сюжет
Газ

"Евразийский проект затрещал по западной границе, как это происходит уже долгие годы по инициативе его главного словесного апологета, - пишет телеграм-канал Серпом По. - На заседании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в Санкт-Петербурге президент Белоруси Лукашенко, как и обещал, публично предъявил претензии. Они касаются отсутствия равных условиях хозяйствования между государствами в сферах движения рабочей силы, капитала, услуг, товаров, а, главное, ценообразования на энергоресурсы (в первую очередь, на российский газ) для Минска.

Об этом Лукашенко предупреждал ещё накануне в интервью "России 24". И сегодня сразу пошёл в наступление, заявив, что "в союзнических отношениях нет интересов поставщиков и потребителей энергоресурсов, а есть целостная система - ЕАЭС". После чего привл "один пример о равноправии и равенстве в нашем Союзе":

- Тариф, применяемый "Газпромом" для белорусской стороны на транспортировку газа из ЯНАО до нашей границы, составляет почти 3 долларов за 1 тыс. куб. м на 100 км, в то время как внутрироссийский тариф порядка 1 доллара - в 3 раза меньше. В структуре цены на газ для Беларуси доля платы за транспортировку по территории России превышает 70%. То есть, тариф от цены - 70%... И я думаю, что и в Казахстане примерно такая ситуация по цене для его субъектов. С учетом этих обстоятельств нашей стране газ на границе со Смоленской областью обходится почти в 130 долларов за 1 тысячу кубов, а установленная оптовая цена для потребителей вышеупомянутой области - 70 долларов (почти в 2 раза ниже). Простой вопрос — как конкурировать в этой ситуации?

Тут батька, упомянув вскользь об участии Путина в недавнем заседании G20, заметил, что, с одной стороны "сидящие за этим столом" (в Питере) констатируют, что "мир все больше и больше сходит с ума в плане экономических войн", с другой - стороны сами же занимаются тем же протекционизмом, который "вредит евразийскому сотрудничеству и перспективам Союза". Путин с натянутой улыбкой предложил "подискутировать" на эту тему, когда "пресса покинет этот зал", но сам не удержался от реплики. (Как выяснилось позже, зря):

— По поводу тарифов на газ у нас выработан план движения к 2025 году, когда мы должны согласовать единые рынки нефти, газа и нефтепродуктов. Что касается сегодняшней ситуации, то она заключается в том, что важен не тариф, а важна конечная цена газа, в которую включается этот тариф. Обращаю внимания на то, что сегодня у Белоруссии 129 долларов за 1 тысячу кубов, в следующем будет 127 долларов. А в ФРГ — 250 долларов. И это, безусловно, большое преимущество для наших союзников по ЕвразЭС, Хотя, конечно, мы должны стремиться к полной унификации. Но для этого нужно время и другой уровень интеграции между нашими странами.

В ответ белорусский президент саркастически отметил, что "наш главный партнёр, к сожалению или к счастью, не ФРГ, а РФ". И наши основные - не только партнёры, а конкуренты и прочее - это россияне. Путин не отступал.

— Просто я обращаю внимание, что уже сегодня наши партнёры имеют достаточные преимущества. Я упомянул ФРГ не просто так. В Белоруссии и не должно быть 250 долларов за 1 тысячу кубов. Но если бы Беларусь не имела преимуществ, связанных с интеграцией, а формировала бы цену на рыночных принципах, это было бы не 129 или 127, а 200 долларов. Вот в чём разница.

И тут Лукашенко ударил коллегу его же оружием:

— У вас неправильные расчёты. Мы имеем худшие условия, чем Германия. Я об этом уже не единожды говорил. Вроде бы воевали против Германии вместе, а наши люди, ещё не умершие после войны, имеют такую ситуацию. Они (немцы) 200 долларов имеют, а мы, допустим, 130 долларов, потому что туда ещё 3 тысячи километров качать надо. Поэтому у них и цена такая.

Короче говоря, выросла цена союзнических услуг Батьки после несостоявшего аргентинского танго с Трампом.

"Не получается слезть с темы братской любви, - пишет телеграм-канал Shraibman. - Если вы пропустили сегодняшнюю перепалку - это надо смотреть на видео.

Вообще, дело всё было во время протокольных речей. Это такая стадия встреч, когда президенты читают с бумажки дежурные фразы, а когда они заканчивают - журналистов выгоняют. Только потом начинается сеча. Тут Лукашенко сознательно задал жару под камерами. Сцепились из-за, казалось бы, на сегодня решенного вопроса - цены на газ. Через пару реплик и перебиваний Путин попросил перенести спор в закрытую часть, Лукашенко парировал, что у Беларуси "к сожалению или к счастью" не ФРГ - основной партнёр, а Россия. В ход пошёл аргумент-джокер - мы же с вами вместе против них воевали. Если "к сожалению или к счастью" он вставил бы здесь, честно, я бы упал со стула.

За спиной у Путина начали переглядываться министры. Ещё пара реплик друг другу о расчётах цены на газ и снова вернулись к дежурным речам по бумажкам. Нарушение типичного хода протокола, эмоции, перебивание, колкости вроде "хотите газ дешевле - интегрируйтесь глубже" и "нафиг нам союз с такими условиями" - это знаки того, что запас позитива в отношениях от сочинско-могилевских встреч иссяк. Снова заряжаем ружья. Это преддвестники нового серьёзного кризиса в отношениях, который, скорее всего, будет вертеться вокруг налогового манёвра. Если не успеют решить это за полгода, то сюда подключатся и споры о цене на газ на 2020, который в Беларуси, напомню, объявлен "годом вакханалии". (Этим словом Александр Лукашенко назвал выборы, - прим.ред.)

"