Posted 12 марта 2014,, 20:00

Published 12 марта 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:36

Updated 8 марта, 04:36

Залетный состав

Залетный состав

12 марта 2014, 20:00
Госдума одобрила в первом чтении законопроект, разрешающий иностранным гражданам входить в состав летного экипажа самолетов гражданской авиации российских компаний. Документ призван ликвидировать дефицит пилотов на рынке. Но против инициативы резко выступили профсоюзы летчиков, указывающих на то, что приглашение иностр
Сюжет
Авиация

Замминистра транспорта РФ Сергей Аристов на заседании Думы пояснил, что в последние годы наметился значительный рост перевозок воздушным транспортом в России, который составляет в среднем 13–15% в год. Это, в свою очередь, требует увеличения парка самолетов и подготовленных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

На сегодняшний день в России имеет место дефицит летных кадров. Он был вызван увеличением объемов перевозок, а также ежегодным уходом с летной работы по различным причинам порядка 700 человек. При этом отрасль требует ежегодного пополнения летного состава в количестве 1100–1200 человек. По словам представителя Минтранса, для удовлетворения потребностей отрасли был увеличен прием в летные училища, что позволит частично восполнить дефицит вторых пилотов. Однако это не восполнит дефицит подготовленных командиров воздушных судов (КВС), что может привести к снижению безопасности полетов.

Против правительственной инициативы о допуске в российские авиакомпании иностранных летчиков высказались представители трех фракций – «Справедливой России», ЛДПР и КПРФ. В частности, депутаты напомнили, что КВС имеют доступ к секретной информации, который оформляется на основании кодов доступа ФСБ. Резко возражают против инициативы и профсоюзы. По их мнению, новый закон приведет к безработице среди пилотов.

«При принятии законопроекта почему-то не учли, что против него выступили все профсоюзы. На заседании Госдумы представителями Минтранса допускалось лукавство. Например, утверждалось, будто на подготовку от выпускника летного училища до КВС на воздушных судах грузоподъемностью более 90 тонн требуется шесть и более лет. Но дело в том, что в отечественном авиапарке три четверти судов составляют лайнеры менее 90 тонн. И подготовка на самом деле занимает от двух до трех лет», – сказал «НИ» помощник по связям с общественностью президента Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) Игорь Ободков.

«Разрушится система подготовки собственного летного состава, и увеличится безработица среди выпускников летных училищ. По статистике, на которую ссылается Минтранс в пояснительной записке, набор в летные училища в 2011–2012 годах был по 790 человек в год, а выпуск составил в 2011 и 2012 годах 330 и 558 пилотов соответственно. Однако в 2012 году из 558 пилотов смогли трудоустроиться только 243 пилота (43,5%). К сожалению, о скрытых угрозах и возникающих проблемах никто из чиновников и депутатов серьезно не говорит. Между тем появится доступность к секретной информации у граждан других государств, снизится возможность по использованию летного состава как резерва Минобороны», – сказал «НИ» вице- президент Профсоюза летного состава России Олег Буленков.

Ожидается, что иностранный персонал будут нанимать в первую очередь в Казахстане и Белоруссии. Норма, разрешающая принимать иностранных пилотов на работу, будет действовать до 1 января 2019 года. До этого срока планируется восполнить дефицит пилотов, который образовался в стране в последние годы, в том числе из-за закрытия летных училищ.

«В последние несколько лет отечественная гражданская авиация испытывает острую необходимость в квалифицированных командирах воздушных судов. Это связано с закрытием многих летных училищ в 90-е годы, – сказал «НИ» первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров» Иван Андриевский. – Сейчас, когда спрос на авиатранспорт растет и наблюдается нехватка практически всех специалистов, авиакомпании вынуждены предлагать заоблачные зарплаты пилотам. Старший летный состав получает 12–25 тысяч долларов в месяц. Это негативным образом сказывается на конкурентоспособности авиакомпаний. Вместо того чтобы приобретать современную технику, они раздувают фонд оплаты труда, тем самым экономя на других статьях расходов. По итогам 2012 года в России было выпущено около 500 пилотов. Однако общая ежегодная потребность оценивается в число, превышающее 1 тыс. человек. Первоначальная квота на привлечение иностранных летчиков составляет 200 человек. И вряд ли эти пилоты серьезно повлияют на изменение кадровой ситуации в российской авиации».

Не согласились эксперты и с мнением о том, что будет поставлена под угрозу безопасность полетов. «Разговоры о том, что в воздухе благодаря принятию на работу иностранных пилотов будет твориться то же самое, что на дорогах, где за баранками маршруток сидят гастарбайтеры, – не профессиональны. Летчиков не хватает, спрос на них большой, поэтому то, что дадут допуск иностранным пилотам, в целом можно рассматривать положительно. Независимо из какой страны будет пилот – при приеме на работу контроль будет очень жестким. Авиакомпании не заинтересованы в увеличении аварийности. Что касается профсоюзов, то это их работа защищать «своих». Но с точки зрения рынка труда даже прием на работу 200 зарубежных летчиков в год – это ничто по сравнению с имеющими потребностями авиаперевозок. Только на каждый самолет нужно минимум пять экипажей. Достаточно сопоставить это с отечественным авиапарком, чтобы понять, что приглашаемые гастарбайтеры – это капля в море», – сказал «НИ» главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.

"